Условия
возникновения и становления опыта Становление
педагогического опыта осуществлялось в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе № 30 VIII вида города
Белгорода, где обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и обучение таких
детей требует большого педагогического мастерства, особых методов и приемов
работы, потому что ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и всякий
ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и имеет
ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при организации
учебно-воспитательного процесса в школе.
Трудовое
обучение в специальной коррекционной школе является одним из основных предметов. От того, насколько успешно
подросток овладеет рабочей специальностью в стенах школы, зависит, как будет
проходить его дальнейшая адаптация в
социуме, насколько востребованным, а значит финансово независимым, он станет в
будущем. В процессе трудового обучения у ребят формируется не только
профессионализм, но и мировоззрение,
моральные качества, произвольная регуляция деятельности.
Поскольку переплетно-картонажному делу
обучаются воспитанники со сложной структурой дефекта, препятствующей овладению
профессиями столяра или швеи, это усложняет у них процесс формирования
практических умений и навыков, зачастую они теряют интерес к деятельности или
вовсе отказываются от нее. Поэтому педагогу необходимо выработать особенный
подход не только к каждому обучающемуся на основе учета индивидуальных особенностей,
но и к процессу преподавания в целом.
Началом работы по теме стало проведение диагностики по методике экспертной оценки познавательных интересов
учащихся с особенностями развития Г.В.Васенкова «Шкала выраженности
учебно-познавательного интереса обучающихся» и методике С.Л.Мирского «Определение уровня
сформированности профессиональных умений и навыков обучающихся 5-9 классов» (Приложение 1).
Диагностика была проведена в группе переплетно-картонажного дела среди
обучающихся 5-х классов, состоящей из 6 человек, и показала следующие
результаты: высокий уровень развития познавательных
интересов не был сформирован ни у одного ученика, средний - у 2- учеников (33,5
%), низкий – у 4-х учеников (66,5 %).
В ходе анализа результатов определилась
необходимость создания и реализации комплексного подхода к организации деятельности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках
профессионально-трудового обучения по специальности «Переплетно-картонажное
дело» через активизацию познавательного интереса с целью формирования
профессиональных умений и навыков.
Актуальность опыта
Формирование
профессиональных умений и навыков является обязательным условием в овладении
любой профессией. В
процессе обучения школьники овладевают знаниями, умениями и навыками не только
связанными с конкретной трудовой деятельностью, но и такими, которые успешно
могут быть применены в самых различных областях деятельности. Это относится к
умению анализировать объекты и свои действия, делать соответствующие выводы,
планировать деятельность, рисовать,
чертить, вести простейшие измерения и вычисления, пользоваться различными
инструментами и приспособлениями и т.д. [2].
Основной контингент группы по изучению
профессии переплетчика-картонажника – дети со сложной структурой дефекта. Свойственная
данной группе детей интеллектуальная недостаточность в большинстве случаев сочетается
с ослабленным здоровьем ввиду наличия соматических и нервных заболеваний, что
снижает их возможности в процессе трудовой
профессиональной подготовки.
Учителю
коррекционной школы для работы по овладению специальностью «Переплетно-картонажное дело» предлагается лишь одна программа (автор Васенков Г.В.), которая
рассчитана на обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих
отягощенных диагнозов [5]. Методической литературы по данному вопросу
недостаточно, трудно отыскать целостный
набор средств, приемов и методов, совокупность которых направляет процесс
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на развитие
познавательных интересов, формирование профессиональных умений и навыков.
Таким
образом, обнаруживается объективно существующее противоречие между необходимостью формирования профессиональных
умений и навыков по специальности «Переплетно-картонажное дело» и недостаточной
разработкой данного процесса в условиях современной коррекционной школы.
Ведущая педагогическая идея опыта
Познавательный интерес является побудителем любой
деятельности ребенка, в том числе и учебной. Он оказывает сильное влияние на
развитие важнейших качеств личности, резко снижает утомляемость детей.
Ведущая
педагогическая идея опыта заключается
в создании необходимых условий, содействующих формированию профессиональных
умений и навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках профессионально-трудового
обучения по специальности «Переплетно-картонажное дело» на основе использования
комплексного подхода.
Ведущая педагогическая идея опыта основана на
принципах максимальной помощи ученику в познании и самоутверждении, учения без
принуждения, достижения успеха.
|