К плану урока рекомендуем скачать презентацию "Нарезание наружной резьбы вручную" автор учитель технологии: Станкевский Николай Михайлович
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 1. Место данного урока в рамках учебного курса. В 8 классе в разделе: «Технология обработки металлов» предусмотрено изучение технологии нарезания метрической (крепежной) резьбы. Тема урока: «Нарезание наружной резьбы». Занятие по данной теме является началом изучения общей темы: «Технология нарезания наружной и внутренней резьбы», на освоение которой отводится 3часа программного времени.
2. Учет особенностей конкретной аудитории. Ученики 8-х классов МОУ СОШ № 7 обучаются техническому труду в полном объеме не с пятого класса, как предусмотрено программой, а с шестого класса (по причине отсутствия МТБ школьных мастерских). По этой причине тема: «Технология нарезания наружной и внутренней резьбы», которая в 7 классе изучалась на уровне знакомства, требует наиболее полной проработки в текущем учебном году, так как направление практической деятельности по данной теме не возможно переоценить. Поэтому учебный материал излагается так, чтобы ученики поняли функциональное назначение инструментов и приспособлений для нарезания резьбы, а также освоили приемы нарезания резьбы в условиях школьной мастерской. Освоению содержания темы занятия способствует личный опыт учеников полученный в 7 классе при изучении резьбонарезного инструмента. Работа по изучению данного материала вызывает у них повышенный интерес, так как с резьбовыми соединениями ученики сталкиваются в повседневной жизни с раннего возраста (сборка деталей конструктора, простейший ремонт велосипеда и т. д.).
3. Тип и вид урока. Тип урока - комбинированный. Вид урока – практическая работа.
4. Введение в урок. Данное занятие является составной частью темы: «Технология нарезания наружной и внутренней резьбы», которой отводится общее количество часов -3. Урок технического труда по теме: «Нарезание наружной резьбы» является первым занятием, в котором закладываются общие представления о резьбе и первоначальные умения по освоению резьбонарезного инструмента. Эти первоначальные знания и умения являются опорными для решения задач повседневной жизни, с которыми приходится сталкиваться при ремонте резьбовых соединений. Данное занятие является продолжением изучения нового технологического оборудования по обработке металла, имеющегося в мастерской МОУ СОШ № 7.
5. Элементы урока, трудно усваиваемые учениками. Методическая задача состоит в том, чтобы на базе школьных мастерских познакомить учеников с сущностью нарезания резьбы на гладком стержне, т. е. с принципом действия приспособлений и режущего инструмента. Физическая сущность принципа нарезания резьбы на гладком стержне трудностей не вызывает. Достаточно трудно усваивается учениками сам прием владения ручным инструментом по изготовлению наружной резьбы. Качество наружной резьбы – это навыковая сторона деятельности.
6. Значение урока: обучающее, развивающее, воспитывающее. • Обучающее. В процессе изучения темы ученики имеют возможность воочию убедиться в оптимальном сочетании информационной и практической составляющих урока. Тема: «Нарезание наружной резьбы» содержит материал, на базе которого проходит формирование таких важных понятий как «крепежная деталь», «резьбовая пара», «типовая деталь», а также условное обозначение резьбы на чертежах. Ознакомление с принципом действия приспособлений и режущего инструмента позволяет уяснить физическую сущность нарезания резьбы на гладком стержне. Демонстрация приемов нарезания резьбы на гладком стержне позволяет уяснить сущность резания металла ручным инструментом.
• Развивающее. Работа по изучению инструментов и приспособлений для нарезания наружной резьбы имеет большое значение для расширения кругозора школьников в области освоения обработки металлов ручным и механическим способом. Этот факт позволяет сформировать некоторое представление о производственных процессах по изготовлению изделий, имеющих метрическую резьбу. Это так называемые крепежные детали. Поэтому тема: «Нарезание наружной резьбы» является логическим продолжением учебной работы по освоению технологического инструмента по обработке металлов, которая ведется на протяжении нескольких лет в школьных мастерских. Вместе с тем при изучении инструментов и приспособлений для нарезания наружной резьбы можно применять элементы проблемного обучения, которые побуждают учеников размышлять, сопоставлять изучаемые ими инструменты и приспособления с ранее изученными инструментами и приспособлениями для клепочных работ. Целесообразно ознакомить учеников с историей совершенствования приспособлений для нарезания наружной резьбы.
• Воспитывающее. Резьбовые изделия, имеющиеся в школьной мастерской, носят общественно значимый характер. В конструкции отдельных элементов оборудования мастерской, кабинетной мебели имеются крепежные резьбовые детали, которые изготовлены руками таких же школьников как и они. На этой основе следует обратить внимание учеников на изделия, которые успешно демонстрировались на выставках муниципального уровня. Кроме того, указать на резьбовые изделия, которые легли в основу проектов – призеров олимпиад по технологии муниципального уровня. Это убедительный фактический материал, содействующий воспитанию трудолюбивых учеников. Важным воспитательным моментом является организация рабочего места, способствующая повышению успешности ученического труда и соблюдению правил техники безопасности.
7. Связь теории с практикой. Получив основные представления об инструментах и приспособлениях, а также о технологии нарезания наружной резьбы, ученики должны закрепить эти знания практически. С этой целью для самостоятельной работы учеников подготовлены рабочие места для нарезания наружной резьбы на старых болтах М6 (со смятой резьбой), бывших в эксплуатации на старой мебели. Практическое задание выполняется учениками после вводного инструктажа и инструктажа по ТБ при нарезании резьбы. 8. Межпредметные связи:
– физика: вращательное движение, прочность, нагревание тел; – математика: окружность, единицы измерения; – черчение: правила оформления чертежа; – технология: понятие о резании металлов. 9. Активизация хода учебного процесса. Методы обучения: рассказ, показ приемов нарезания наружной резьбы учи¬телем, демонстрация наглядных пособий и ИКТ, практи-ческая работа. Цель использования презентации: «Нарезание наружной резьбы» - повыше-ние мотивации учеников к изучению данного материала и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Презентация позволяет установить логическую связь между этапами урока т.к. постоянное обсуждение каждого нового пункта начинается с демонстрации слайда. Практическое задание в виде нарезания наружной резьбы на старых болтах М6 (со смятой резьбой) развивает техническое мышление учеников, учит находить взаимосвязь между теорией и практикой, определять самостоятельно последовательность технологических операций.
10. Формы обратной связи: • Устный контроль в форме фронтального опроса (выявление опорных знаний). • Устный контроль в форме фронтального опроса (промежуточный контроль усвоения нового материала). • Итоговый контроль в форме выполнения практической работы. 11. Формы и методы контроля:
• Метод устного контроля в форме входного контроля. • Метод наблюдения в форме текущего контроля. • Метод практического контроля в форме итогового практического задания.
12. Выводы. Для достижения поставленной цели урока ученикам необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с инструментами и приспособлениями для нарезания наружной резьбы; освоить технологию нарезания наружной резьбы.
|