По итогам работы Съезд принял следующие решения: 1. Констатировать, что филологическое образование, изучение русского языка литературы в школе является важнейшим и определяющим условием • становления личности юного человека и его социализации, • формирования нравственной и гражданской позиции, • формирования у него целостной картины мира, • развития его творческих и интеллектуальных способностей. 2. Выразить обеспокоенность
• снижением государственного статуса учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» в связи с утратой ими самостоятельности в структуре обязательных учебных дисциплин в школе; • нежеланием разработчиков ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) учитывать мнение профессионального педагогического сообщества при принятии стратегических образовательных решений.
3. Считать недопустимым слияние в Федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы самостоятельных школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в методически и дидактически немотивированное, лишенное концептуальной основы искусственное образование «Русский язык и литература», препятствующее профессиональному решению образовательных задач на уроках в школе.
4. Утвердить на федеральном уровне перечень художественных произведений, обязательных для изучения в основной и старшей школе с учетом традиций отечественного литературного образования, устранив разночтения в различных федеральных нормативных документах. Предложения, учтенные на этапе создания проекта резолюции Привести примерную программу по литературе в соответствие с документами более высокого ранга (стандарты, Федеральное ядро образования, Концепция духовно-нравственного воспитания и др.).
Придать примерной программе по литературе статус, уравнивающий ее с документами федерального уровня и придающий нормативной базе по предмету целостный характер.
Предложения, представленные в программный комитет в дни работы Съезда и поданные через сайт Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы после 6 июля 2012 года Заменить перечень обязательных произведений обязательным минимумом, утвержденным на федеральном уровне. Пока еще есть литература, нужно сформировать список современной литературы (конец XX - начало XI века) для изучения в школе, чтобы все дети находились в одинаковых условиях (по изучению программ).
5. Обратиться к новому руководству Министерства образования РФ с просьбой отменить приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», принятый без необходимого обсуждения, вернуться к рассмотрению вопроса о содержании филологического компонента государственного образовательного стандарта и внести изменения, направленные прежде всего на возвращение самостоятельности учебным дисциплинам «Русский язык» и «Литература».
|