ФГОС второго поколения это хуже, чем ЕГЭ, это окончательно уничтожит наше образование».
Однако если вопрос ЕГЭ достаточно нагляден, то с Федеральными государственными образовательными стандартами люди обычно не сталкиваются, а если что-то такое и попадается на глаза – то написаны ФГОС в стиле «за все хорошее» и подозрений на первый взгляд не вызывают. Возмущение народа было лишь один раз - несколько лет назад, когда была инициатива реформаторов сделать почти все школьные предметы необязательными и платными. Но и в существующей форме стандарты образования предназначены именно для уничтожения этого самого образования на корню.
Упрощённо говоря, есть два подхода к образованию: как к фундаментальной системе, что подразумевает умение понимать взаимосвязи между фактами и явлениями, понимать структуру наук от аксиоматики до практического применения и т.д. — классическое, или академическое образование; и как к научению исполнителей.
Болонская система и ее проявление в виде ФГОС в России – это именно вторая парадигма. К советской системе среднего образования было множество претензий (у меня у самого их много). В частности, очень часто звучал тезис об избыточности знаний, которые-де в жизни не пригодятся. Но дело-то в другом: советское образование учило мыслить. Можно не помнить закон Ома или Кирхгофа, но восприятие «электричество берется из розетки» в советское время могло быть только анекдотом даже для двоечника. А вот современное образование изначально не направлено на обучение мышлению и пониманию взаимосвязи явлений.
|