Во вторник в Госдуме обсуждали альтернативную версию закона "Об образовании", представленную коммунистами. Ее ключевые положения - повышение зарплат учителям, отмена обязательности ЕГЭ и двухуровневой системы. Судя по количеству желающих принять участие в обсуждении, законопроект "Об образовании" станет одной из самых горячих тем весенней сессии. Разумеется, коммунисты не могли этим не воспользоваться. Правда, собственный закон они писать не стали, решив поддержать проект беспартийного зампреда думского профильного комитета и лидера движения "Образование - для всех" Олега Смолина. Его версию можно назвать законом социальных благ. В частности, он предлагает установить среднюю ставку учителя "выше средней зарплаты в промышленных производствах". Зарплату преподавателей техникумов и колледжей сделать в полтора раза выше, чем в промышленности. А ставку преподавателя вуза установить на уровне "не ниже двух средних заработных плат в промышленном производстве". Не забыты и две "болевые точки" нынешней реформы образования - ЕГЭ и двухуровневая система высшей школы. И то и другое предлагается сделать добровольным, а значит, необязательным. В общем, все последние шаги в этой сфере в альтернативном законопроекте предлагается забыть как страшный сон и снова жить по-старому. Как выразилась депутат от КПРФ Тамара Плетнева, "не надо трогать советскую систему образования". Да, в свое время она полностью соответствовала запросам общества. Стране требовались специалисты ВПК, и система образования их вполне успешно готовила. А вот специалисты какого профиля нужны сегодня? Боюсь, ответа на этот вопрос не знают ни в Минобрнауки, ни даже во фракции КПРФ. Во всяком случае, на слушаниях в Госдуме об этом не было сказано ни слова. Как и о главной проблеме российской школы, выпускающей, по выражению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, "социально неполноценных людей, не умеющих ориентироваться в реальной жизни". Знания-то у них есть, только вот применять их они почему-то не могут, что и доказали недавние результаты международных тестов PISA. Если с прежней системой все было так хорошо и ее не надо трогать, почему же Россия уже давно не может подняться выше четвертого десятка в этом образовательном рейтинге стран? Похоже, "в консерватории" все-таки надо что-то поправить. Впрочем, альтернативный законопроект Олега Смолина явно рассчитан не на депутатов, которые наверняка зададут ему те же вопросы, а на избирателей. Кто же выступит против повышения зарплаты, особенно если при этом и менять ничего не придется? Возможный упрек в популизме сам Смолин отверг с ходу: "Популизм - от слова "народ". На поддержку народа вся надежда. Тем более если реформа образования пойдет по жесткому пути сокращения школ и учителей, не предлагая ничего взамен. Свой доклад Олег Николаевич закончил фразой Черчилля: "Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать". Ну, разумеется. Особенно в предвыборный период. Известия.Ру
|