Трудовик 45
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 24.11.2024, 03:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Статистика

Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт сегодня посетили
 
Моя кнопка

Счётчики
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Статьи

ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОСТИ: ФОРМИРУЕМ НАВЫК «ПРИДУМЫВАНИЯ» РЕШЕНИЙ
ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОСТИ: ФОРМИРУЕМ НАВЫК «ПРИДУМЫВАНИЯ» РЕШЕНИЙ



Поиск свежей идеи.

Случалось ли вам искать выход из проблемной ситуации, требующей нестандартного решения? А разрабатывать новую модель или концепцию какого-либо явления, процесса? Или решать эвристическую задачу? Размышляя над поиском решения, вы наверняка сталкивались с необходимостью придумывать, изобретать, генерировать новые идеи. Конечно, потребность в новых идеях и решениях непостоянна. Однако свежие идеи приносят пользу всегда, бывают случаи, когда они особенно остро необходимы. Многие полагают, будто под новыми идеями подразумеваются, прежде всего, изобретения, приводящие к созданию оригинальных технических устройств. Безусловно, это самая явная форма, в которой свежая идея может быть выражена, но этим дело не ограничивается. Важно еще владеть технологиями креативности, которые позволяют человеку быть готовым к решению различных проблем, связанных с умением работать с информацией.

Креативно мыслить не возбраняется!

Существуют различные методики обучения, развивающие навыки поиска «свежей» идеи. Они создаются, как правило, для взрослых людей. Но поскольку стиль мышления закладывается с детства, учить мыслить креативно необходимо со школьной скамьи. Ребенок учится «учиться» в рамках школьных предметов, значит, освоение креативных приемов необходимо связать с технологиями преподавания различных дисциплин. Система моделей – эффективный способ работы с информацией. Вместо того чтобы работать с огромным количеством информации, человек собирает ее столько, сколько необходимо для определения конкретной модели. Используя различные «инструменты» нашего мышления, помимо готовых моделей, их хранения и распознавания, наш мозг должен уметь изменять, модернизировать и создавать новые модели. А для этого нужны специальные приемы «генерации идей».

Овладение техникой креативного мышления требует определенных усилий.

Во-первых, креативное мышление направлено на изменение существующих моделей (определенным образом расположенной и структурированной информации), то есть перестройку ее звеньев, сборку по иному типу. Поэтому важно настроить себя на отмену абсолютизации устоявшейся модели, даже если она приносит немалую пользу.Во-вторых, необходимо стремиться к поиску альтернативного решения, не останавливаясь, как кажется, на уже достигнутом правильном решении.

Элементы учебно-методического комплекса, использующего различные приемы и методы формирования креативного мышления, которые я использую на уроках информатики, основаны на различных технологиях и адаптированы для детей разного школьного возраста.

Формы работы могут быть разнообразны – это и индивидуальная работа с рисованием и записями в тетради, и фронтальная работа, например, интерактивная беседа, и выполнение заданий на компьютере. Поскольку для детей важнейшим методом обучения является игра, организацию работы лучше представить в виде набора различных игр с использованием движений или ролевой игры. Очень важно также использовать загадочность, интригу, таинственность, некоторую театральность при постановке проблемы – все это необходимо в работе с детьми для усиления мотивации поиска новых идей.

Далее представлен обзор нескольких методических приемов и заданий к ним, которые при использовании в системе на уроках информатики в младших классах формируют навык «придумывания» решения. Содержание заданий для старшеклассников основано на тех же принципах, но требует глубокого знания предмета, при этом используется специальная терминология.

Поиск альтернатив

Любая частная точка зрения на что-то – это только одна из многих возможных точек зрения.

При обычном отыскивании альтернативных вариантов мы ищем наилучший подход к решению стоящей перед нами задачи. При креативном подходе стремимся найти как можно большее число различных решений. Поиск альтернатив может оказаться безрезультатным, но зато вместо принятия наиболее очевидного варианта вырабатывается привычка искать иные возможности.

Существует несколько вариантов дальнейшего развития поиска решения.
Найдя несколько альтернативных вариантов, мы возвращаемся к исходному, самому очевидному.
Найденная альтернатива принимается за отправную точку поиска.
Найденная альтернатива решает проблему.
Найденная альтернатива может привести к перегруппировке данных, и проблема будет решена с помощью своеобразного обходного маневра.

Для того чтобы активизировать поиск альтернатив, рекомендуется установить квоту – некоторое фиксированное число альтернативных путей подхода к ситуации. Получается, что, с одной стороны, вы продолжаете искать альтернативные варианты, не останавливаясь на достигнутом. А с другой стороны, исчерпав наиболее очевидные варианты, прилагаете усилия, чтобы достичь установленной квоты, подбирая иной раз противоречивые, кажущиеся искусственными решения.

Примеры заданий
Задание 1. Описать объект, используя информацию о нем, полученную всевозможными способами с помощью пяти органов чувств. (Желательно ввести квоту, например, дать 10 характеристик.) Например, объект – лист бумаги.
Варианты ответов:
бумага белая;
гладкая и приятная на ощупь;
если подержать ее в руках, она нагреется;
пахнет бумагой;
довольно вкусная;
если уголком уколоть, то будет больно;
большой уголок не залезет в рот, в ухо тоже не лезет, в нос лезет плохо;
если водить по уголку бумаги, можно порезаться;
если потрясти, то будет звук пл-пл-пл-пс.

Задание 2. Описать объект, его характеристики (свойства, параметры, действия, производимые над ним или производимые им). Например, на рисунке изображена литровая бутылка из-под минеральной воды, в которую налито в два раза меньше воды. Дать описание объекта. Предложить несколько вариантов (дается квота). Варианты ответов:
Наполовину пустая бутылка с водой.
Бутылка, до половины наполненная водой.
Пол-литра воды в емкости 1 литр и т.д.

Задание 3. Дан набор букв. Одному из учеников необходимо описать какую-либо букву, называя ее элементы и их расположение. Остальные дети должны нарисовать в тетради описываемую букву. Например, «В этой букве используются две вертикальные палочки, одна горизонтальная». Варианты ответов: П, Н.

Задание 4. Игра «Немое кино». Ученик должен изобразить модель какого-либо объекта или системы. Сделать это нужно только с помощью жестов, мимики (нельзя использовать слова). Остальные дети должны угадать, что же было загадано. Такая игра активизирует фантазию как у того, кто изображает (показать объект так, чтобы было понятно), так и у тех, кто угадывает. Подходы к решению могут быть различны. Например, в виде изображения действия объекта или описания жестами свойств, а также имитации процессов, происходящих в системе, и т.д.; изобразить модель объекта: стол, портфель, ручка, светофор и т.д.; изобразить модель системы: наука «математика», расписание уроков, страна Россия и т.д.

Задание 5. Группам раздаются карточки, на которых написано название объекта. Необходимо придумать предложения, в котором совершалось какое-либо действие с этим объектом (или объект производил какое-либо действие) так, чтобы другая группа (водящий) определила, о чем идет речь. Интересны задания, в которых одним и тем же словом обозначаются различные объекты и ребята могут использовать эту особенность, придумывая предложения.
Например, объект – окно. Варианты ответов:
«Таня, закрой _____ », – сказала мама.
Саша завершил работу и перешел в ______ другой программы.
Расписание составлено так, что в нем много ________.

Задание 6. Поиск причин. Например, школа пуста. Что произошло?
Зимним вечером у нас не горел свет. Почему?
Из дома улетел попугай. Каким образом?

Задание 7. Придумай алгоритм путешествия Красной Шапочки, при этом введи еще трех (четырех, пять) героев.

Задание 8. Что лишнее: мышка, коврик, клавиатура? Варианты ответов:
Мышка, она может быть живая, все остальное – нет.
Клавиатура, потому что мышка с ковриком дополняют друг друга (другой вариант: слово «клавиатура» состоит из 5 слогов, остальные из двух).
Коврик, может быть сделан из другого материала, в отличие от компьютерной мышки и клавиатуры.


Снятие искусственных ограничений
Большинство людей приписывают ситуации дополнительные исходные посылы, не имеющие места в задаче, в силу существующих традиций.
Поэтому возникают искусственные ограничения, которые нужно отбросить при поиске решений. Следует понять, что любое допущение может быть подвергнуто сомнению.

Примеры заданий

Задание 1. Интерпретация неполной информации на рисунке. Описать систему, в которую этот объект входит, или действия объекта (активные или пассивные). В этом случае показывается только часть рисунка, другая часть временно недоступна для просмотра. В этом случае легче придумывать варианты, более того можно допустить существование главного и существенного за пределами видимой части рисунка.

Задание 2. Создание моделей по заданным правилам. Например, составить цепочку из объектов (можно использовать рисунки, записанные на карточках слова, конструкторы, объекты, созданные в различных компьютерных средах) так, чтобы два соседних имели какой-либо общий признак.

Задание 3. Почему? Попытаться объяснить почему… (дальше следуют различные варианты), например:
Почему классные доски коричневого цвета?
Почему колеса круглые?
Почему у стула четыре ножки?
Почему комната имеет форму прямоугольника?
Почему девочки одеваются иначе, чем мальчики?
Почему у людей две руки?
Почему у компьютерной мышки две кнопки?
Почему нужно делать так… (далее описывается какое-либо действие в компьютерном приложении).

Рассуждение от противного

Мы сначала принимаем вещи (объекты, действия, признаки) такими, какие они есть, а затем переворачиваем их наизнанку, ставим с ног на голову и смотрим, как можно развить ситуацию.

В данном случае нам важно посмотреть на ситуацию с других позиций, для того чтобы сдвинуться в процессе поиска решений с мертвой точки.

Примеры заданий

Задание 1. Дается словосочетание, нужно придумать обратное ему, заменив каждое слово на противоположное. В результате работы учитель поощряет всевозможные варианты ответов. Например, больная бабушка, взрослая дочка, жаркий день, светлое небо, открытое окно и т.д. Вариант ответа для первого словосочетания: здоровый дедушка, выздоровевшая внучка.

Задание 2. Угадай стихотворение. Например, «Чужой Ваня весело смеется, подбросил в небо кубик...» («Наша Таня громко плачет…»)

Задание 3. Дается объект, у которого определяются признаки. Затем каждому признаку находится противоположный по смыслу. Например, яблоко – круглое, большое, красное, твердое, гладкое, сочное, сладкое (квадратное, маленькое, черное, мягкое, шероховатое, сухое, горькое). Это задание можно организовать как турнир между двумя командами или как групповую работу: одна группа берет предмет, называет признак, другая группа называет противоположный, затем находит новый признак и передает предмет другой группе и т.д.

Задание 4. По признакам, обратным данным, нужно угадать задуманный объект.

Задание 5. Определить название сказки, взяв противоположное значение понятия. Например: Черная кепочка, Мышка в босоножках, Собачья конура, Мышь-домохозяйка, Гулливерочка, Ржавый замочек, Учебный год в Блиновке, 100 Замарашек и один великан.

Задание 6. Дается готовый рисунок в редакторе Paint. Необходимо рассказать, каким образом (в какой последовательности и какими инструментами) он был создан.

Задание 7. Создание и сборка мозаики в редакторе Paint. Это задание состоит из двух этапов: на первом ученики «разрезают» на части готовый рисунок, используя инструменты «прямоугольное выделение» и «выделение произвольной области», другая группа учащихся собирает из кусочков исходный рисунок.

Дробление на части

Если мы дробим ситуацию (задачу, проблему, объект) на отдельные эпизоды, у нас появляется возможность видоизменить ее, соединив части как-то по-новому. Дробление на части предполагает выстраивание модели идеи в виде набора более мелких моделей. Чем монолитнее модель, тем труднее ее перестроить. Если дать ученику готовую модель, ему ничего не останется делать, как принять ее такой, какая она есть. Если же предложить ему набор элементов, он сможет, комбинируя эти элементы различным образом, моделировать различные объекты с заданными признаками.

Задание 1. Создание алгоритмических процедур. Создание алгоритмов предполагает планирование действий, осуществляемое разбивкой его на некоторое количество шагов. Некоторые шаги в дальнейшем могут быть разбиты на более мелкие части и т.д. Суть заданий для детей – рассмотреть различные варианты подходов к одному и тому же действию, возможность альтернативного выполнения одного и того же действия, перегруппировки некоторых шагов. Учащимся предлагается разработать алгоритм какого-либо действия вначале в общем виде. Затем отдельные этапы дробятся на более мелкие шаги, которые в свою очередь разбиваются на еще более мелкие. Это задание интересно проводить в виде игры-соревнования между командами, когда члены команды по очереди заполняют лист-схему, передавая ее друг другу. В итоге разработанные алгоритмы сравниваются, затем определяют, кто составил наиболее оптимальный алгоритм (не пропустив существенных шагов).

Задание 2. Задание, обратное предыдущему: зная некоторые шаги какого-либо алгоритма, необходимо восстановить само действие. Учитель перечисляет некоторые шаги, причем взятые на разных уровнях из разных процедур, а ученики угадывают, о каком действии идет речь.

Аналогия

К аналогии в креативном мышлении прибегают, чтобы создать прецедент движения. Рассматриваемой задаче находят аналогию, а затем сходная ситуация получает собственное развитие.

Суть заданий заключается в том, что школьникам дается какая-либо система. Необходимо придумать аналогичную ей, но используя другие объекты. Для детей удобнее начинать такие задания с «перевода», толкования пословиц, подбора аналогичных пословиц, затем перейти к логическим задачам: среди представленных выбрать аналогичные заданной, объяснить, почему.

Задание 1. «Переведи» на обычный язык пословицу: «Одной рукой узелок не завяжешь».

Задание 2. Подбери пословицу, аналогичную данной: «Одной рукой узелок не завяжешь». Варианты: «Один в поле не воин», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»…

Задание3. Подбери аналогичную ситуацию: «Поиск пути в тумане». Варианты: слепой человек ищет дорогу; ищем иголку в стоге с сеном; за границей турист, не зная языка, ищет дорогу; поиск потерянной вещи; разгадывание кроссворда.

Задание 4. Нарисуй схему, как организована какая-либо система (например, обучение в школе по классам). Придумай и нарисуй схему, отражающую аналогичную систему хранения книг в твоей домашней библиотеке. Создай по этой аналогии систему хранения информации на своем компьютере.

Задание 5. Нарисуй схему связей объектов в какой-либо сказке. Затем замени героев сказки на… (варианты – цифры, буквы, составные части компьютера и т.д.). Придумай по этой схеме новую сказку.

Задание 6. Кодирование информации. Нарисуй свои знаки-пиктограммы для обозначения правил техники безопасности работы на компьютере по аналогии со знаками дорожного движения.

Это далеко не все приемы, позволяющие найти нетривиальное решение в различных ситуациях. Приведенные варианты заданий помогут сформировать навык поиска не единственного решения, а различных способов решения проблемы. Принципы создания таких заданий по информатике могут использоваться на других предметах – как для детей, так и для взрослых, если дифференцировать задачи по сложности и наполнить соответствующим содержанием.


Светлана Иванова,
учитель информатики и ИТ
средней школы № 2 г. Йошкар-Олы,
«Учитель года Республики Марий Эл – 2006»





Источник: http://vashabnp.info/load/0-0-0-17-20
Категория: Статьи | Добавил: trudovik45 (06.08.2009) | Автор: Светлана Иванова
Просмотров: 2557 | Рейтинг: 5.0/3
Понравилась статья? Расскажи о ней другим!
Похожие статьи
Рекомендуемые учебники и пособия
Внимание Гость
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

Для ссылки:

ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОСТИ: ФОРМИРУЕМ НАВЫК «ПРИДУМЫВАНИЯ» РЕШЕНИЙ[Электронный ресурс] /Сайт учителя технологии "Трудовик 45".– Режим доступа: http://trudovik45.ru//publ/1-1-0-16 (дата обращения: 24.11.2024).
Комментарии
Министерство просвещения РФ, совместно с Общероссийским Проф 

Спасибо Елена за ваш материал. 


Спасибо за такой интересный материал! 

Поиск
КОНКУРС

Друзья сайта




Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.



Официальный сайт Фонда Г.С. Альтшуллера


Энергоэффективные технологии . Блог





center



 

 



Metodichka.org





Книги

Некоторые материалы размещённые на сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на этом сайте, просьба немедленно сообщить об этом  по адресу: trudovik45@yandex.ru
При копировании содержимого сайта  активная ссылка на страницу материала обязательна.

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz