Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) М.М. Поташник М. В. Левит
Цели проведения открытых уроков:
1. Повышение квалификации тех, кто приходит на урок к учителю – профессионалу высокого класса (мастер-класс профессионала).
2. Экспертиза коллегами (руководителями школы, методистами) новшества, экспериментальной методики, разработанной учителем.
3. Саморазвитие учителя, стремление к собственному повышению квалификации, когда мнение коллег, замечания предложения становятся инструментом развития учителя.
4. Презентация (представление интересного учителя, новой технологии, поднятие статуса учителя, образовательного учреждения.
5. Корректная замена внутришкольного контроля для учителя, работающего в режиме самоконтроля («на доверии»).
6. Аттестация для получения и подтверждения квалификационной категории.
Алгоритм подготовки и проведения открытого урока
1. Разработка учителем информационного (или рекламного) проспекта предстоящего открытого урока и передача методической службой этого проспекта тем, кто будет приглашен на открытый урок;
Представить все то, что сделает приход гостей – коллег заинтересованным и осмысленным: цель открытого мероприятия, тема, тип, цель урока, научные и методические новшества, которые будут положены в основу предстоящего урока, др.- на усмотрение учителя.
2. Характеристика (даваемая учителем) уровня обученности, обучаемости, реальных учебных и воспитательных возможностей детей класса, где будет проводиться открытый урок;
Учитель дает характеристику класса, где будет проводится урок – это необходимый элемент технологии. Диагностика детей – это, конечно, большая работа и выполняется она не специально для проведения открытого урока, а прежде всего для подготовки качественных уроков в течение всего года. В подготовке данной информации большую роль играет школьный психолог (см. раздаточный материал). Любой психолого – педагогический инструментарий, любая методика или технология подбираются под особенности, под возможности ребенка, класса, а не под программный материал.
3. Рассказ учителя гостям о проекте предстоящего открытого урока;
Форма рассказа о проекте открытого урока определяются самим учителем. Учитель, как правило, говорит о месте урока в теме, разделе, курсе, раскрывает основную идею урока, его цель и задачи, характеризует выбранное содержание учебного материала, методы, формы, структура урока, образовательные технологии, свои собственные находки, раскрывает их сущность, новизну, планируемые результаты урока и т.д. Поясняет гостям, где и как он учитывал особенности детей данного класса при проектировании урока.
4. Обоснование проекта открытого урока;
Раскрываются научные источники, которые лежат в основе урока: дидактические теории, образовательные практики, работы ученых-методистов и др. Если учитель представляет разработанную им методику, новшество, то он четко проговаривает вид творческой деятельности, в результате которой было рождено данное новшество:
• Модификационное творчество (имеет аналог или прототип);
• Комбинаторное творчество (анализ, расчленение чего-то целого на части и комбинация этих частей по-новому);
• Новаторское творчество (не имеет аналогов и прототипов).
5. Ответы учителя на вопросы гостей по предлагаемому проекту открытого урока; гостям предлагается раздаточный материал.
На данном этапе учитель должен вызвать интерес приглашенных, состояние ожидания ответа на вопрос: «Интересно, а как учителю удастся осуществить намеченный план, удастся ли воспроизвести все в точности или придется что-либо изменять?». Данный этап позволяет понять все действия учителя, не ошибиться в оценке и анализе услышанного и увиденного.
6.Проведение открытого урока;
Учитель не должен стремиться любой ценой, несмотря ни на что выполнить представленный план урока независимо от возникших на уроке обстоятельств. Учитель-мастер должен быть готов изменить план урока в ходе самого урока, способность к импровизации – один из показателей не только креативности, но и высокого мастерства учителя.
7. Анализ открытого урока самим учителем;
Форму и содержание анализа определяет сам учитель. Учитель говорит о степени достижения поставленной цели и задач урока, объективно оценивает собственные действия, разъясняет причины отклонений в ходе урока, нюансы, особое удовлетворение учителя тем или иным учеником, комментарии работ, выставленных оценок.
8. Анализ открытого урока директором или завучем этой школы;
Учитель находится в состоянии высокого психологического напряжения и бывает, что в анализе урока что-либо упускается. Директор или завуч также ответственны за успех столь важного мероприятия, данный ими анализ необходим для дополнения анализа, сделанного учителем, тем более, что они хорошо знают своего педагога и суть его работы. В случае неудавшегося урока, чтобы не добавлять учителю огорчений, должен выступить его руководитель и дипломатично уберечь учителя от резко негативных оценок.
9. Ответы учителя на вопросы гостей по проведенному открытому уроку; Коллег-гостей предупредить заранее о вопросах, которые они должны задать учителю по окончанию урока, задавать именно вопросы, а не давать оценки и высказывать свое впечатление.
10.Общая дискуссия;
Краткие аналитические, оценочные выступления гостей. 11.Заключительное обобщение учителя, дававшего открытый урок.
Вопросы, ответы на которые помогут педагогам определить свои затруднения, направления саморазвития, свои точки роста.
1. Смогли ли бы Вы в этом учебном году подготовить и провести открытый урок с тем, чтобы познакомить гостей с созданным Вами прогрессивным опытом? Если да, то назовите инновационные идеи, реализацию которых Вы бы могли продемонстрировать? Как Вы могли бы назвать разработанную Вами инновационную технологию?
2. Предлагаемый Вами открытый урок является плодом коллективного творчества работников школы (других учителей, психологов, социального педагога, консультантов-ученых, руководителей школы) или же он является результатом исключительно Вашего личного творчества?
3. Смогли ли бы Вы при конструировании своего открытого урока опираться на данные обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей детей конкретного класса?
4. Сможете ли Вы сегодня обосновать каждый элемент готовящегося Вами урока и проект этого урока в целом? Речь идет об обосновании отобранного содержания учебного материала, обосновании выбранных форм, методов, средств обучения и оптимальности их сочетания.
5. Можете ли о себе сказать, что Вы являетесь современным педагогом эрудиционного типа, а не «туннельщиком», который кроме материала своего предмета другого не знает?
6. Можете ли Вы сказать о себе, что владеете не только способами установления межпредметных связей, но и умеете осуществлять межпредметную координацию учебного материала?
7. В какой мере Вы владеете (Ваша самооценка) не только частно- методическими, но и общедидактическими, общепедагогическими, психологическими знаниями, необходимыми для подготовки уроков и открытых уроков в частности? Знаете ли Вы технологию проектирования учебного занятия, способы выделения главного, существенного в изучаемом материале, системную классификацию методов обучения, виды дифференцированной помощи, оказываемой детям с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению, классификацию общеучебных умений (надпредметных способов деятельности)?
8. Что конкретно из приведенной технологии подготовки и проведения открытого урока и представленного варианта открытого урока Вы решили взять на вооружение?
Источник: http://www.proshkolu.ru/user/domikova/file/2406323/ |