В настоящее время назрела объективная потребность преподавания ТРИЗ в массовой школе. Одна из главных проблем современной школы — проблема перегрузки учеников, непрерывное возрастание учебного материала, который должны освоить учащиеся. Это возрастание имеет объективные причины: постоянное развитие науки и увеличение объема знаний, накопленных человечеством. До сих пор эту проблему пытались решить экстенсивным путем, увеличивая продолжительность обучения или сокращая объем изучаемого материала. Очевидно, что экстенсивный путь решения названной проблемы — тупиковый. Невозможно остановить развитие науки и накопление знаний человечеством. А значит, и время обучения придется увеличивать бесконечно. Решение возможно только при переходе с экстенсивного пути на интенсивный. Необходимо, во-первых, научиться за то же время давать учащимся больший объем знаний. Во-вторых, необходимо растить из ребенка не репродуктора полученных знаний, а «решателя задач», способного ставить задачи и решать их. Именно эти знания, умения и навыки и дает ТРИЗ. Введение изучения ТРИЗ — не единственное назревшее изменение в школьной программе. Но этот шаг — необходим. В настоящее время обучением детей ТРИЗу заняты отдельные энтузиасты, ТРИЗовские общественные организации, учреждения дополнительного образования (часто, на платной основе). В некоторых регионах даже удалось достигнуть определенных успехов. Но решить проблему «в принципе» силами энтузиастов и общественных организаций невозможно. «На уровне общественности» невозможно обеспечить массовость и стабильность работы. Общественники всегда работают «здесь и сейчас». Достаточно учителю-энтузиасту уйти из школы, как преподавание ТРИЗ в ней (постепенно) сходит на нет. (Для сравнения, уход конкретного учителя никак не скажется на наличии курса математики или русского языка.) Для общего решения проблемы нужен некий механизм, постоянно действующий и охватывающий бо?льшую часть детей. В качестве такового естественно использовать массовую школу. Только введение ТРИЗ в массовую школу может обеспечить стабильное изучение курса большинством детей и тем самым, обеспечит переход школы к подготовке «решателей» вместо «репродукторов». Для введения курса в массовую школу нужны: 1. место в школьной программе, 2. методики, 3. кадры, 4. желание (интерес). Что есть в этом отношении? 1. Место в программе. В какой форме возможно преподавание ТРИЗ в школе? Вариант первый и наилучший — отдельный предмет. На сегодня таковой в школе отсутствует. Имеет смысл предпринять усилия для его появления. Новый предмет может быть введен на одном из трех уровней: федеральном, региональном или школьном. Школьный, изредка региональный уровень — это уровень учителей-энтузиастов. МАТРИЗ имеет смысл сосредоточиться на уровнях федеральном и региональном. Дело придется иметь с могучей бюрократической машиной, очень инертной и неторопливой. Но иного пути нет. И если уж эту машину удастся развернуть в нужном направлении, то она с той же неотвратимостью в этом направлении и пойдет. МАТРИЗ имеет смысл подготовить предложения по ТРИЗификации образования для Министерства образования и РАО, а также для органов управления образованием тех регионов, в которых имеются ТРИЗовские кадры, достаточные для начала работы по ТРИЗификации школ региона. Но это все в будущем (причем неясном). Как быть сегодня? Имеем противоречие: преподавать ТРИЗ надо, но преподавать нельзя, поскольку предмета такого нет. Для разрешения противоречия воспользуемся системным переходом: разделим систему и ее компоненты и наделим систему и подсистемы противоположными свойствами. В качестве системы рассмотрим предмет ТРИЗ, в качестве подсистем — его отдельные составляющие. Если в школьном курсе нет места для предмета ТРИЗ, то может быть найдется место для его элементов? Нельзя ли использовать элементы ТРИЗ при преподавании других школьных предметов? В принципе это возможно. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть на www.TRIZland.ru, где количество ТРИЗовских задач по разным школьным (и не только) предметам достигло уже нескольких сотен. В настоящее время это направление представляется более реальным, нежели введение отдельного предмета. 2. Методики. Методик наработано достаточно много. Хотя и не все они доведены до уровня, пригодного для внедрения в массовую школу: содержат полный учебно-методический комплект (учебник, пособие для учителя, учебный план, возможно, задачник или рабочую тетрадь для ученика), приспособлены к действующей классно-урочной системе, количеству учеников в классе и т.д. 3. Кадры. В качестве таковых могут выступать либо специалисты по ТРИЗ, либо школьные учителя. Специалистов по ТРИЗ явно недостаточно. Ориентироваться надо на школьных учителей. Но учителей-ТРИЗовцев очень мало. Преподавание может стать массовым, только в том случае, если им займутся «обычные» учителя. А для этого они должны иметь соответствующую подготовку и интерес. Сейчас нет ни того, ни другого. А это значит, что введение ТРИЗа в массовую школу потребует введения ТРИЗа в педагогические ВУЗы. И все вышеназванное — место в программе, методики, кадры, интересы — нужны еще и для педагогических ВУЗов. 4. Интерес (желание). Для преподавателей ТРИЗ вопрос о желании не стоит. Он важен для преподавателей иных предметов. В каком случае учитель, ведущий тот или иной предмет, согласиться перестроить его преподавание, включить в него элементы ТРИЗ? Если ему это принесет какую-то выгоду, сделает его работу более простой, более интересной и т.п. В настоящий момент это не так. Имеющиеся ТРИЗовские наработки не состыкованы с программой школьного курса по тому или иному предмету. И потому обычными учителями не используются1. Дальнейшие предложения, выдвигаемые автором, базируются на его опыте по работе над пропедевтическим курсом информатики для 1-7 классов. Проблемы здесь во многом схожи с проблемами ТРИЗовскими. Сейчас информатика официально преподается старших классах (с 8 по 11). Для них есть методики, кадры, техника и пр. Все понимают, что назрел «спуск» курса в средние и даже младшие классы. Но официально он еще не провозглашен. В разных городах существует несколько авторских коллективов, которые в течение ряда лет работают над этой тематикой. Часть разработок апробирована и опубликована на федеральном уровне. Так же, как в ТРИЗе стоит вопрос: кому вести занятия: «специальным» учителям информатики или «обычным» учителям начальных классов. Учителя информатики с этим не могут управиться чисто физически. А учителя начальной школы, в большинстве, не имеют достаточной подготовки. Соответственно, возникает необходимость их переподготовки, подготовки соответствующих методик для педВУЗов. Разница с ТРИЗом в том, что, во-первых, необходимость информатического образования обществом уже осознана, а ТРИЗовского — еще нет. Во-вторых, преподавание информатики прочно увязывается с установкой вычислительной техники. А это значит, что появляется возможность неплохо на нем заработать. Не случайно из всех школьной реформы в первую очередь реализуется то, что связано с поставкой компьютеров.
Продвижение ТРИЗ в среднюю школу[Электронный ресурс] /Сайт учителя технологии "Трудовик 45".– Режим доступа: http://trudovik45.ru//publ/prodvizhenie_triz_v_srednjuju_shkolu/1-1-0-26 (дата обращения: 22.11.2024).
Некоторые материалы размещённые на сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на этом сайте, просьба немедленно сообщить об этом по адресу: trudovik45@yandex.ru
При копировании содержимого сайта активная ссылка на страницу материала обязательна.