ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
И. П. Арефьев,
профессор ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и методологические основы обоснования системы технологического образования, обеспечивающие единство части и целого, общего, особенного и единичного его содержания как конструктивные категории и принципы, общие для обучающих, воспитательных и развивающих функций рассматриваемого образования.
The article dwells on theoretical and methodological basis of the system of education in the field of technology which provides the unity of the core elements of its content and its constituent elements and which defines them as practical categories and principles for educational and developmental functions of such education.
Ключевые слова. Технологическое образование, стандарт общего образования, содержание, философский принцип, интеграция, система, компетентностная модель, факторы, источники, цивилизация.
Education in the field of technology, the Standards of Basic education, content, principle of philosophy, integration, system, the model of competence, factors, sources, civilization.
Сегодня, когда педагогическая общественность, ученые, методисты и учителя заинтересованно обсуждают проблемы трудового воспитания и технологической подготовки в школе и в педвузе, труд учащихся и учебный предмет технология постепенно исчезает из расписания уроков российских общеобразовательных школ, а подготовка учителей технологии сокращается.
Изучение данного предмета и состояние его материально-технической базы не находят должного внимания у муниципальных руководителей на местах. Технологическая концепция многими чиновниками от образования воспринимается в искаженном представлении. Назначение школьной технологии понимается как изготовление мальчиками только «табурета», а девочками – «рубашки-ночнушки», каких-либо примитивных изделий и постоянная уборка территории школы.
Наши наблюдения, опросы учащихся и учителей показывают, что профессиональные традиции и семейные рабочие династии российской молодежи ни о чём не говорят. Российская молодежь не встречается на экране с людьми труда, техники, технологии и производства. В средствах массовой информации, а вернее, на телевизионных каналах рабочие, агрономы, техники, инженеры, изобретатели и другие подобные специалисты вытеснены моделями, шоуменами, поп-звездами, бизнесменами «купи-продай», богатыми людьми неопределенных занятий. Ввиду отсутствия героев из окружающей жизни для подражания, молодежь находит себе воображаемую модель в мире «виртуальной реальности», создаваемой телевидением, радио, интернетом, глянцевыми журналами, «желтой» прессой и др. Чем менее удовлетворительная производственная, социально-экономическая реальность в стране, тем более для молодых людей привлекателен мир воображения. Созидательная деятельность для молодежи уже со школьной скамьи перестает быть моделью для подражания, снижена роль труда и технологической подготовки в воспитании детей и подростков.
Из технологии исчезли экономический, информационный, художественно-графический, профориентационный разделы. В результате чего образовательная область «Технология» фактические сократилась до уровня ремесленного трудового обучения в 5-7 классах. «Дальнейшее развитие событий в этом направлении, - подчеркивает проф.Л. Н. Серебренников, - может привести к выводу технологии из базисного учебного плана школы» [6, с. 3]. Снижение статуса школьной технологии на государственном уровне делает еще менее престижным для выпускников профессии сферы материального производства и сферы услуг, обостряет проблему подготовки кадров в системе начального, среднего и высшего профессионального технологического и технического профиля[1,5, 6].
В результате этих изменений исчезают и условия для организации культурно-экономической и социально-нравственной практики учащихся, создания профессиональной среды для трудовой подготовки молодежи, формирования технологической культуры, деятельности и карьеры как производной техносферы общества настоящего и будущего.
Перестроечные процессы и социально-экономические изменения в современной России наряду с этим выявили негативные тенденции в профессиональном образовании и трудовых ресурсах страны, в том числе следующие: во-первых, возрастает число лиц с высшим юридическим и экономическим образованием; во-вторых, усиливаются конфликтные ситуации на рынке труда профессионально подготовленных специалистов, учитывая приток низко квалифицированных мигрантов; в-третьих, уменьшается состав трудоспособного населения инженерно-технической квалификации при сокращении и объединении образовательных учреждений начального, среднего и высшего технического и инженерного профиля; в-четвертых, происходит деформация профессионального образования, то есть снижение уровня качества подготовки кадров; в – пятых, прежнее оборудование устарело и выработало свой ресурс, а новую технику профессионально обслуживать и внедрять современные технологии не кому; в - шестых, большинство выпускников вне зависимости от рекламируемых привлекательных профессий и мотивации интересов к «красивой» жизни придётся работать в сфере производства, товаров и услуг в промышленных предприятиях, частных фирмах или массовых коммуникаций, но к такой жизни молодёжь не готовится.
Обобщая перечисленные тенденции, можно с уверенностью утверждать, что «катастрофически нехватка инженеров и высококвалифицированных рабочих в экономике нашей страны определяется, в частности, отношением руководства систем образования к преподаванию технологии в школе. Недостаточное финансирование, … необходимость иметь мастерские с соответствующим учебным оборудованием и материалами, всё это толкает систему образования при изучении технологии на переход к использованию конструкторов ЛеГо и других конструкторов»[1, с. 34]. Резюмируя данную ситуацию, можно предположить, что технологическое образование в широком понимании со временем может превратится в игровые мероприятия, а позже совсем исчезнуть из школьных программ и уроков.
Для выхода из данной ситуации на цивилизованный путь развития требуются не только дополнительные финансовые вложения, но и мощные инновации и новая научная стратегия в области общего и технологического образования, продвинутые в регионы. Учитывая проблемы постиндустриального общества, необходимо отметить, что «миссия технологического образования … может быть названа как подготовка субъекта устойчивого культурно-технологического развития самого себя и среды своей жизнедеятельности»[5, с. 7].
Источниками становления и непрерывного совершенствования человека усматриваются во взаимодействии определяющих факторов, влияющих на формирование его личности. К ним относятся мир окружающей среды, внутренний мир человека, социальный фактор общества и технологический детерминизм, которые находятся под влиянием технологической и телекоммуникационной революций, внедрения нанотехнологий и биотехнологий. В повседневную жизнь человека, особенно в части информатизации образования, досуга и быта населения, интенсивно проникают высокие технологии и современная техника. Сегодня и в перспективе технологическое образование призвано обеспечивать экологическое взаимодействие человека с окружающим миром в той или иной сфере труда и массовых коммуникаций.
Технологическое образование сегодня представляет собой систему, которая включает соответствующие образовательные модули и базовые блоки учебного предмета. Изучая данные модули, обучающиеся приобретают знания, умения и навыки ориентироваться только в конкретной области знаний взаимодействия человека, общества и природы. Этот факт подтверждает философское положение о том, что разделение системы (в нашем случае, технологического образования) на части и анализ её отдельных компонентов (учебных модулей) приводит к исчезновению её свойств. Следовательно, чтобы понять и обосновать систему технологического образования, функционирование и тенденции её совершенствования, необходимо наблюдать за ней и изучать её развитие в действии, изнутри. На основе синтеза изучаемых технологических модулей возникает понимание системной сущности взаимодействия человека, природы, социума и техносферы. Опираясь на одни и те же методологические категории, можно выявить и понять обоснование содержания не только технологического образования в целом как системы, но и его отдельных компонентов (частей системы), включая учебные модули. В этом и заключается методологическая сущность функционирования системы технологического образования и образования в целом.
Данный принцип выступает сегодня как один из принципов инновационной стратегии, обеспечивающей единое образовательное пространство, в котором интегрированы образовательные области знаний, объединяющие учебные предметы. Под интеграцией содержания образования мы, придерживаясь точки зрения М. Н. Берулавы, будем понимать процесс и результаты взаимодействия его структурных элементов, которые сопровождаются ростом системности и уплотнённости знаний[2].
В отличие от межпредметных связей процесс интеграции образования связан с проблемой формирования системности мышления, знаний и компетенций обучаемых. Методологической основой интеграции образования служит взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, процессов окружающей среды и социальной действительности, способов мышления и деятельности человека в условиях технологической цивилизации
Единство образовательных, развивающих и воспитательных функций становление личности и формирование соответствующих компетенций достигается на основе реализации философского принципа единства части и целого как необходимого условия достижения единства особенного и единичного системы технологического образования: целое – отражает общее развитие науки, техники, экономики и цивилизации в историко-эволюционном аспекте; особенное – содержит теоретическое обоснование и изложение соответствующей научной области знаний; единичное – представляет определенное общенаучное содержание знаний конкретных учебных тем. В результате интеграции единичных конкретных знаний (учебных тем) создается концептуальное представление об особенностях научной области знаний (естественнонаучных, инженерно-технических, эколого-технологических, художественно–графических, художественно-эстетических и др.), взаимодействием которых достигается сформированность системы знаний об окружающем мире и мире личности в непрерывном изменяющемся социуме и техносферной цивилизации (целое). Как отмечал Ф. Энгельс: «Мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность...»[4, с. 548-549]. Таким образом, целостность системы обеспечивается всеобщностью процессов превращения единичного и особенного во всеобщее, и, наоборот. Это важно учитывать во всех обстоятельства развития и формирования личности, взаимодействия человека с природой и средой, созданной людьми.
Для технологического образования характерно блочно- модульное построение содержания. Блочная структура означает такое построение содержания в единстве рядоположенных модулей, когда каждый из блоков(циклов) может быть самостоятельным и независимым в порядке их существования и изучения. Обоснование концепции, создания и реализация модульного образования обосновывались в работах многих авторов, как
С. Я. Батышев, А. А. Карачёва, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева,
Т. И. Шамова и др. Поскольку содержание учебных модулей формируется из логически законченных и независимых элементов(тем учебного материала), то возникает возможность изучать их интегративно.
В единстве методологических, общетеоретических и дидактических функций интеграция технологического образования наряду с системным, личностно-деятельностным подходом должна реализовываться в учебных планах образовательных учреждений, закладывая основы построения содержания и организации процесса обучения с позиции компетентностного, информационного, экологического и других подходов в познании, деятельности и развития личности в современной цивилизации.
Интеграция основных научных закономерностей содержания модулей технологического образования позволяет выстроить процесс формирования общеучебных компетенций/компетентностей, ориентированных на единство теоретических знаний и практико-ориентированной подготовленности личности к социально-нравственной практике, к саморазвитию и непрерывному образованию.
С позиции осуществления компетентностного подхода технологическое образование интегрально включает информационный, эмоционально - волевой и деятельностный компоненты содержания и процесса обучения. Информационный компонент составляет многомерные и многоуровневые системы технологических знаний, среди которых одно из ведущих мест занимают формирование системного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях развития техники и технологий, об основах инженерно-технических знаниях современной цивилизации. Эмоционально-волевой компонент обеспечивает сформированность соответствующего отношения личности к учению и окружающей среде во всех её сферах. Деятельностный компонент интегрирует действия, операции и личностный ресурс, усвоенные компетенций/компетентностей при организации различных форм технологического образования, создает условия самоидентификации, сохранения здоровья и безопасности жизни человека.
Для выявления и обоснования интегративных факторов, влияющих на формирование технологического образования, необходимо остановиться на аспектах обоснования системы его содержания, по отношению к которому теория его интеграции нами рассматривается как частная теория интеграции содержания общего образования [2].
Содержание технологического образования — категория дидактическая, сформировать его только, исходя из социального заказа общества, является не совсем правомерным. Поэтому модель проектируемого содержания должна определяться зависимостью объема и его структуры от закономерностей и тенденций развития технологического образования в общепринятой практике, которые становятся достоянием учебных программ и учебников
Как показывает мировой опыт, технологическое образование, являясь необходимой компонентой общего и профессионального образования, рассматривается с позиции компетентностного подхода[[7, p. 3-19]. В соответствии с данным подходом выделяются теоретический и практический уровни формирования и функционирования его содержания.
На теоретическом уровне содержание технологического образования представляет направление науки, определяющее уровень развития промышленной и информационной базы, отражает инновационный развитие экономики, является важнейшим условием становления личности с мотивационной направленностью к технико-технологической профессиональной деятельности в условиях современного высокотехнологичного производства. Содержание технологических знаний фиксируется в виде обобщенного представления о составе, структуре и общественных функциях передаваемого учащимся социальной значимости труда человека и технологического образования в его дидактико-методологической интерпретации.
На практическом уровне учебного предмета основным предназначением содержания технологического образования, получая определенную конкретизацию в системе общего образования, является формирование технологической грамотности, технологической компетентности, технологического мировоззрения, системного технологического мышления, системы технологических знаний, воспитание трудовых и гражданских качеств личности, профессионального самоопределения в условиях рынка труда. Определяются состав и структура содержания, специфические для каждого модуля учебного блока предмета школьной технологии, соединяющего, в свою очередь, в неразрывное целое его содержание, подлежащее усвоению учащимися. Учебный предмет, как определенная дидактическая целостность, включает в себя как содержательный, так и процессуальный аспекты обучения. При этом формой фиксации содержания учебного материала являются учебные программы, представляющие собой нормативно-правовой документ образовательного учреждения.
Уровень учебного материала связан с определением подлежащих усвоению учащимися и содержащихся в учебниках и методических пособиях конкретных модулей состава содержания блоков технологического образования (компетенций/компетентностей), входящих в курс обучения технологии. Модульное построение содержания технологического образования позволяет оптимизировать тематические составляющие и их объем в учебных блоках. Наряду с этим, модульный подход обеспечивает преемственность технологического и профильного образования, осуществление профессионального выбора в старших классах
Рассмотренные дидактические уровни образования соответствуют уровню интерпретирующего содержания технологического образования как дидактической модели социального заказа. Представленное в обучении содержание данной модели технологического образования реализуется на этапе образовательного процесса педагогической действительности, который представляет собой реальное содержание технологического образования, включаемое в процесс обучения. Заключительный этап обучения определяет уровень структуры личности, который характеризует содержание технологического образования таким, каким оно сформировалось в сознании учащегося.
На каждом из выделенных уровней проявляются и специфичные функции интерпретации содержания технологического образования. Так, например, если на уровне теории формирования технологических знаний его функцией будет являться формирование технологической культуры личности, освоение научных основ здоровьесберегающих технологий преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей, то на практическом уровне это уже будут функции освоения практического опыта изучаемого конкретного блока учебного предмета, освоения системы методов и средств практической деятельности. Функции блоков содержания технологического образования, в свою очередь, будут определять структуру модулей.
Для обоснования факторов развития системы технологического образования мы воспользовались наиболее приемлемой структурой содержания образования, предложенной и реализуемой в педагогике[3]..
В соответствии с данной структурой, технологическое образование включает в себя:
— систему технологических знаний, усвоение которых обеспечивает экологическое взаимодействие человека с окружающим миром, формирование диалектической картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к обогащению и гуманизации жизненного опыта в познавательной и практической деятельности с целью гармонизации человека и окружающей среды;
— систему технологических интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих готовность к поиску решения новых проблем, направленных на социально-нравственное развитие личности и самооценки её возможностей;
—систему технологической подготовки, направленную на развитие креативности и самостоятельности, лежащих в основе множества компетенций/компетентностей различных видов деятельности; к творческому преобразованию действительности,
— систему норм и отношений, включающей самостоятельность трудовой деятельности, развитие и воспитание образование широко образованной культурной, инициативной и личности, способной к активному участию в жизни общества, в организации и работе трудовых коллективов и семье как основной ячейке общества, мировоззренческие и поведенческие качества личности.
Таким образом, под системой содержания технологического образования понимается сформированность научных основ технологической культуры, системы компетенций/компетентностей, направленной на взаимоотношение с социумом и профессиональной деятельностью в условиях современного высокотехнологичного общества, черт творческой деятельности, эколого - мировоззренческих и поведенческих качеств личности.
Выделенные компоненты содержания предусматривают изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий преобразования энергии, материалов и информации в сферах производства и услуг. Несомненно, что данная система носит методологический характер и может быть использован как в технологическом образовании, так и для любого общеобразовательного предмета с учётом соответствующей специфики его содержания. Соответственно под содержанием технологического образования применительно к системе, например, профессиональной ориентации, можно понимать систему компетенций/компетентностей, способностей, направленности творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общественного производства и специалистов соответствующей квалификации и профиля.
Особенностью системы содержания технологического образования является то, что наряду с познавательными и доступными техническими знаниями она включает относительно самостоятельные, хотя и непосредственно связанные друг с другом естественнонаучные знания(математика, физика, химия, биология и др.) и знания о технологиях преобразования и применения материалов и энергии в интересах человека, общества с учётом экологии и охраны природы. Технологическое образование предусматривает изучение средств и методов этих преобразований на всех этапах непрерывного обучения учащихся основной школы и выпускников при изучении элективных курсов по выбору из трёх профилей технологической направленности. Технологическая подготовка является основой, на которой формируется база профессионального выбора учащихся. Технологическое образование в соответствии с современными дидактическими воззрениями включает в себя изучение таких модулей и учебных тем, как технология обработки материалов; графика и черчение, включающая элементы материаловедение и деталей машин; основы электротехника организация и экономика производства и предпринимательства, включающая основы научной организации труда, методы освоения культуры труда, планирования и организации трудового процесса, грамотного оснащения документации и рабочего места, выполнения проектов, основ творческой деятельности. В результате технологической подготовки учащиеся получают сведения об основах технологии обработки материалов и пищевых продуктов, преобразование энергии, электротехники, промышленной электроники, общих принципах технологических процессов, основах предпринимательства. Таким образом, технологическая подготовка, является связующим звеном между общеобразовательными предметами, выполняет важную роль в профессиональном самоопределении и выбором будущей профессии учащихся.
Технологическое образование знакомит учащихся с основами и спецификой многих отраслей производства, конкретными профессиями и специальностями. При этом важнейшим условием высокого уровня профессионального самоопределения является единство и взаимосвязь всех блоков и модулей технологического образования, в результате чего осуществляется переход от единичного к целому, создающему систему технологической подготовки со всеми присущими ей свойствами.
Рассмотрим решение проблемы интеграции на примере взаимосвязи между элементами системы технологического образования. Поскольку рассматриваемая система функционирует на нескольких иерархических уровнях, проектирование интеграционного взаимодействия его компонентов должно осуществляться по этапам: сначала на этапе концептуального формирования теоретического представления о содержании технологического образования(целое), затем конкретизироваться на этапах проектирования учебных модулей и блоков технико-технологического направления(особенное) и определяется содержанием материала на уровне учебной темы(единичное)
.
Опираясь на философские категории, нами охарактеризованы содержание системы технологического образования.
Общее – технологическое образование как направление науки рассматривается в теоретико–методологическом контексте изучения проблем, связанных с преобразованием материалов, энергии и информации, формированием представлений о мире техники и техносферы, влиянием технологий на общество, о сферах деятельности и взаимоотношениях человека, окружающей среды и общественного производства, о мире труда и типах профессий.
Особенное – технологическое образование определяется как изучение содержания в блоках, каждый из которых собирается из логически законченных и относительно самостоятельных модулей, они могут изучаться как независимо, так и интегрированно, направленных на формирование научных основ различных сфер техники и производственных отношений, включая отношения технико-технологического профиля.
Единичное – технологическое образование ориентирует на освоение научных основ содержания конкретного модуля программного материала, состоящего из совокупности тем учебного материала, подлежащих последовательному их изучению.
Эти уровни являются следствием реализации философского принципа единства части и целого как необходимого способа достижения структурного единства содержания технологического образования на разных уровнях его формирования при движении от общих к более частным и конкретным формам, от целого к единичному, и, в конечном счете, к его реализации в процессе обучения.
В соответствии с данным принципом интеграции содержание модулей учебных блоков технологического образования должно осуществляться не после того, как эти учебные блоки уже полностью сформированы и созданы программы и учебники по технологии, а заранее, хотя и в общих контурах, то есть должна быть установлена ориентировочная взаимосвязь между различными уровнями содержания технологического образования (наука, естественнонаучные дисциплины, информатика, техника, технология, домашняя экономика и предпринимательство, производство, профессиональное самоопределение) еще до того, как функциональные интеграционные процессы реализуются в содержании и воплотятся в определенной структуре учебного предмета, поскольку сама эта структура в значительной степени зависит от характера этих взаимосвязей.
Представленная модель интеграции структурных компонентов содержания различных модулей технологического образования на различных уровнях его формирования может быт охарактеризована следующим образом.
Содержательная интеграция образования обеспечивается единством и целостностью представления о способах преобразовательной деятельности, включающего знания о средствах, предметах, технологиях и результатах данной деятельности.
Структурная интеграция технологического образования достигается синтезом знаний естественнонаучных и общественно-гуманитарных и других школьных дисциплин.
Функциональная интеграция технологического образования выражает и показывает способы практического применения научных знаний в процессе творческой преобразовательной деятельности человека.
Изучение технологии способствует формированию у учащихся таких интегральных качеств, как креативность, мобильность, предприимчивость, компетентность, и др. Эти качества позволяют личности осознанно осуществить выбор своей будущей профессии и успешно функционировать в изменяющихся условиях технологически насыщенного мира современной цивилизации.
Анализ содержательных связей модулей технологического образования показывает, что здесь также могут иметь место основные, и доминирующие связи. Это связи между компетенциями, формируемыми в модулях и в учебных блоках технологии, аналогично связи между компетентностями, а так же между другими структурными элементами содержания технологического образования. Кроме того, реализуются побочные связи, например, связи между компетенциями, формируемыми в модуле одного учебного блока с компетентностями, формируемыми в модуле другого учебного блока. Например, художественные ремёсла и технология ведения дома; простые электронные устройства и техника выполнения чертежей; выполнение творческого проекта и ведение в предпринимательскую деятельность и др.
Исходя из соотношения компетенции и компетентности как некой целостной величины и ее части мы позволили себе представить структуру компетентностной модели технологического образования в виде системы конкретных компетенций/компетентностей, отражающих представление как отдельных частей целого общего(полного) среднего образования. К таким компетенциям/компетентностям нами отнесены следующие: личностные, метапредметные, межпредметные, предметные и др.[2, с. 13-130]. Они в достаточной степени нами охарактеризованы и ниже кратко представлены в соответствующей последовательности.
Личностные компетенции/компетентности(смысловые ценности). Освоение гражданской идентичности, усвоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, компетентностного отношения к учению и труду, способности к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению, осознанному выбору будущей профессии, включая сферы производства; освоение правил поведения и норм социальных компетенций; развитие компетентности в формировании целостного мировоззрения и решении моральных и нравственных проблем; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, в деятельности; формирование компетентности по развитию и укреплению здорового и безопасного образа жизни и поведению в чрезвычайных ситуациях; развитие компетентности по формированию основ культуры и практической деятельности в жизненных ситуациях; развитие компетентности по формированию эстетического сознания через освоение творческой деятельности и культуры малой родины.
Метапредметные(ключевые) компетенции. Освоение обучающимися действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социально-трудовой практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение трудовой индивидуальной образовательной траектории, обеспечение процесса образования универсальностью общеучебных умений и трудовых навыков.
Предметные компетенции. Основные понятия, законы, научные закономерности о природе, освоение специфических для данной предметной области видов деятельности по получению нового знания, умений и трудовых навыков в рамках содержания учебного предмета; преобразование и применение новых знаний в учебных, проектно-творческих, социально-трудовых ситуациях; формирование научного типа мышления, научных представлений об основных теориях, владение научной терминологией, основными понятиями, методами и приемами учения.
Информационно-коммуникативные компетенции. Владение основами информатики и опытом пользователя ПК с применением современных информационных технологий на цифровых и электронных носителях, включая Internet, выполнение основных чертежно-графических действий, математических и экономических расчетов, связанных с разработкой и презентацией творческих проектов, с технологией проектирования, конструирования и изготовления доступных полезных продуктов (изделий) и социально-значимых проектов.
Технологические компетенции. Владение основами научных знаний и умениями в области техники, технологий различных отраслей производства, свойствами и качествами различных материалов и пищевых продуктов; основными способами преобразования и применения электрической, тепловой, гидравлической и других видов энергии в производстве и быту; устройствами и принципами действия доступных узлов, машин, кинематических, электрических и магнитных цепей; владение графической грамотностью, основами научной организации труда и производства; социально- коммуникативными взаимодействиями и отношениями, общетрудовыми навыками в профильной подготовке выбранной профессии.
Межпредметные компетенции. Применение знаний в нестандартных ситуациях, владение общеучебными умениями информационных технологий, методами самостоятельной познавательной и преобразующей деятельности; общетрудовыми умениями и навыками: технологиями компьютерного программирования, включая общение через Internet; умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать ее профессиональные возможности, владение знанием собственного здоровья, безопасности жизнедеятельности и семейного бытия, участие в различных видах и формах доступного личного и общественного труда.
Проектно-творческие компетенции. Поиск, обоснование, выбор рациональных приемов проектирования и моделирование проекта, в том числе с элементами экологии и дизайна, используя программное обеспечение; составление математических и экономических расчетов, алгоритма графических и технических операций; анализ деятельности в контексте социально-нравственных качеств личности. Проявление универсальных и предметных знаний, умений и трудовых навыков, применение информационных и технологических знаний и опыта самостоятельной деятельности, необходимых для успешного вхождению в активную самостоятельную проектно-творческую деятельность по выполнению и реализации социально-значимых проектов.
Профориентологические компетенции. Основные положения профессиоведческой компетентности и гуманизации личности, природа и человек, мир труда и человек в мире профессий, здоровье человека и труд в современных условиях, деятельность как социально-нравственный фактор развития современной цивилизации; влияние интеграции мировой экономики и рынка труда на формирование и развитие научных основ профориентологии через призму экологической, культурной, экономической, социальной, коммуникационной деятельности человека в условиях малой родины и региона; использование знаний о способах изучения профессионально ориентированных интересов и диагностика профессиональных намерений, определение профессионального типа личности, индивидуальных качеств развития, окружающая среда и здоровье, и образовательные ресурсы.
Экологические компетенции. Основные положения экологических знаний, взаимодействие человека и природы, окружающая среда и здоровье человека, использование природных ресурсов, социальная экология и деятельность человека; способы экономии материалов и сырья, утилизация отходов быта и производства через призму экологических, культурных и хозяйственных видов деятельности человека; использование экологических знаний о способах изучения окружающей среды и производства, о проявлении мотивационных качеств личности на решение доступных экологических задач окружающей среды и улучшения здоровья человека в условиях малой родины.
Наряду с реализацией компетентностного подхода в предложенной системе, связь по линии основных структурных элементов содержания технологического образования и профориентации также имеет определённую систему. Такая связь наиболее важная и имеет существенную значимость для профессионального выбора при изучении различных учебных модулей технологического образования с учетом компетенций/компетентностей общеобразовательных дисциплин. Как ранее было показано, для технологического образования и профориентации доминирующей является связь по линии научных понятий, законов и соответствующих закономерностей(целое), а структура и значимость остальных связей являются специфичными (особенное) и более вариативными(единичное).
С точки зрения решаемой нами проблемы необходимо рассмотреть вопрос о факторах и уточнить источники формирования содержания технологического образования. Как известно, под факторами понимаются тенденции и перспективы преобразования различных видов энергии, совершенствования технологий обработки сырья, продуктов и материалов, информации которые влияют на конструирование содержания технологического образования, но непосредственно в материал содержания не включаются.
Под источниками содержания технологического образования понимаются факторы, влияющие на его формирование и в то же время являющиеся его источниками. К ним относятся современные технологии преобразования энергии, обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов и информатики, включая различные объекты и сооружения, примеры техники и технологии современного производства различного профиля. Несомненно, что интеграционные процессы в рамках данных факторов и источников не могут не оказать влияние на интеграционные процессы в самом содержании технологического образования.
Основным и глобальным источником формирования содержания технологического образования на уровне общего теоретического представления является обобщенный социально-нравственный опыт, в качестве наиболее существенных структурных элементов, которого выступают различные виды науки и деятельности. Для дифференциации их, в свою очередь, целесообразно рассматривать применительно к различным отраслям деятельности. К ним относятся различные отрасли науки и информатики, производства и экологии, экономики и предпринимательства, декоративно-прикладного творчества и проектной деятельности, сферы обслуживания, досуга и т. д. Источниками для обоснования и разработки перспективного содержания технологического образования являются также знания о закономерностях усвоения различных элементов содержания учебного материала, методы обучения, средства обучения, организационные формы обучения, учебно-методическая и материально-техническая база общеобразовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
-
Арефьев, И. П. Технологическое образование в теоретико-методологическом контексте. Монография / И. П. Арефьев // Palmarium Academic Publishing. - Saarbrucken, Germany: - 2013. -202 с. (№1461. ISBN : 978-3 659-98419-8); http:// ljubljuknigi.ru/ )
-
Берулава, М. Н. Теоретические основы интеграции образования. – М. : Совершенство, 1998. 192 с.
-
Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М. : Педагогика, 1981
4.Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. : в 25 – ти т. Т.20. С.548-549.
-
Овечкин, В. П. Технологическое образование в постиндустриальном обществе // Школа и производство. 2008. №5. С.6 - 9.
6.Серебренников, Л. Н. Состояние и перспективы технологического образования на современном этапе развития школы // Школа и производство. 2004. №6. С.2-5.
-
Aki Rasinen A. An analysis of Technology Education Curriculum of Six Countries // Journal of Technology Education. 2003. Vol. 15, N 1. P. 3–19.
Источник: http://tehnologiya4.ucoz.ru/load/arefev_i_p/publikacii/tekhnologicheskoe_obrazovanie_teoretiko_metodologicheskie_aspekty |