Технологическое образование школьников в КНР
По приглашению профессора Гу Цзяньцзуня, председателя комиссии по технологическому образованию школьников в КНР с 15 по 27 октября я был в КНР, выступил с докладом на VII Ежегодной Китайской конференции по технологическому образованию школьников в г.Даляне и с лекциями о технологическом образовании школьников РФ перед магистрантами технологического образования в Нанкинском педагогическом университете, познакомился с работой трех школ.
Китайское руководство исходит из того, что технологическое образование школьников – первый шаг к технологическому развитию страны.
В КНР исследования в области технологического образования проводились с 1999 – 2008 г.г. по указаниям Министерства образования КНР. Разработаны стандарты и программы изучения технологии в обязательной девятилетней школе и в старших 10-12 классах. В обсуждении стандартов приняли участие около 50 университетов, исследовательские институты и крупные предприятия, около 400 человек представили материал и рекомендации. Технологическое образование внедряется во всех школах в соответствии с указаниями Министерства образования и местными возможностями. В начальной школе, в 1-2 классах технология входит в комплексный предмет «Моральные качества и жизнь», связанный с повседневной жизнью, а в 3-6 классах изучается «Труд и технологии» (Комплексная практическая деятельность), которая включает трудовое и технологическое образование, в том числе изучение информационных технологий в объеме 3 часов в неделю.
В средних (7-9) классах в курсе «Труд и технологии» (Комплексная проектная деятельность) в течение 3 часов в неделю осваивается понимание технологии и связей в технологии, навыки практической деятельности по обработке материалов с использованием инструментов и оборудования, черчение, проектирование, изготовление и оценка изделий, сборка и отладка изделий из конструкторов, исследовательская, изобретательская и творческая деятельность, связанная с электроникой и робототехникой, деятельность в сфере домашнего хозяйства, самообслуживание (ежедневная стирка и приготовление пищи, использование бытовых приборов), в направлении общественной службы по улучшению благосостояния (в частности, уход за престарелыми), посадка растений, кормление мелких животных, изучение традиционных искусств (ремесел), дизайн, обсуждается предпринимательская деятельность, осваивается профессиональный технологический опыт в рамках ролевой игры.
Вся эта деятельность осуществляется с использованием информационных технологий.
Обязательная девятилетняя школа должна формировать технологическую грамотность, а старшая - углублять её, формировать элементы технологической культуры. В старшей школе (10-12 классы) изучаются общая технология (144 часа) и информационные технологии ( 144 часа). Обязательными являются курсы «Технология и дизайн 1» (36 часов), «Технология и дизайн 2» (36 часов) (первый модуль является основой второго) и «Информационные технологии» (72 часа). Курсами по выбору направления «Общая технология» являются «Технологии электронного управления», «Строительство и дизайн», «Разработки простых роботов», «Современные сельскохозяйственные технологии», «Домоводство и жизненные навыки», «Одежда и дизайн», «Вождение и обслуживание автомобиля», каждый по 36-72 часа.
Курс «Технологии электронного управления» основан на изучении датчиков цифровых схем, электронных систем управления и их применении. Курс «Строительство и дизайн» дает основы знаний для повседневной жизни, производства и применения широко используемых строительных технологий. Он связан с архитектурой и культурой, архитектурными структурами и простыми конструкциями, строительными материалами и их обработкой, строительством и дизайном. Курс «Разработка простых роботов» сочетает компьютерные технологии и механические устройства с микроконтроллерами, микросхемами, цепями управления и программным управлением.
Основное содержание курса «Современные сельскохозяйственные технологии» включает передовые концепции и методы современных сельскохозяйственных технологий и связан с повседневной жизнью и экспериментами по использованию сельскохозяйственных технологий и включает вопросы получения и хранения различных органических продуктов, выращиванию растений, кормление животных, борьбу с вредителями и болезнями, прогнозирование, комплексное управление и сбыт сельскохозяйственной продукции. В курсе «Домоводство и жизненные навыки» рассматриваются отношения между семьей и технологией для улучшения качества жизни учеников в будущем. В курсе рассматриваются внутренняя жизнь семьи, ведение домашнего хозяйства, семейное финансовое регулирование и охрана здоровья семьи. Курс «Одежда и дизайн» учит знать и ценить дизайн и процесс простого производства одежды, чтобы улучшить качество и жизни повысить эстетический потенциал учащихся. Он в основном связан с одеждой и материалом, одеждой и культурой, а также с дизайном одежды. В курсе «Вождение и обслуживание автомобиля» основное внимание уделяется технологии использования автомобиля, его структуре и принципами его работы, изучению правил вождения и практике вождения и обслуживания автомобиля.
Курсами по выбору направления «Информационные технологии» являются «Алгоритмы и программы дизайна», «Применение мультимедийных технологий», «Сетевые технологии», «Технологии управления», «Искусственный интеллект», каждый по 36-72 часа.
Учащиеся должны приобрести опыт в общем, а не профессиональном процессе разработки изделий, овладеть общими методами дизайна, углубить свою технологическую грамотность в плане понимания технологии, использования технологии, применения технологии для решения практических проблем, овладеть элементами технологической культуры.
Учащиеся выбирают 1-2 курса по выбору по направлению «Общая технология» объемом 72 часа и 1-2 курса по направлению «Информационные технологии» общим объемом также 72 часа.
Китайские специалисты считают необходимым постепенно преодолеть трудности финансирования, нехватки преподавателей, помещения, оборудования и другие мешающие факторы и реализовать все курсы по выбору, чтобы обеспечить учащимся широкий выбор курсов.
В старших 10-12 классах школьники участвуют в комплексной практике, которая включает исследовательскую работу, работу в общине (общественно-полезный труд за три года не менее 10 рабочих дней) и социальную практику (одна неделя в год).
Предложения китайской стороны:
1. Осуществить взаимодействия в области технологического образования между 100 школами с Российской стороны и 100 школами с китайской стороны.
2. Реализовать российско-китайские, а впоследствии международные олимпиады школьников по технологии.
Заведующий кафедрой
общетехнических дисциплин МПГУ,
проф., д.ф.м.н. Хотунцев Ю.Л.
Источник: http://tehnologiya.ucoz.ru/blog/tekhnologicheskoe_obrazovanie_shkolnikov_v_knr/2010-01-25-244 |