Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №49 с углублённым изучением отдельных предметов» Пояснительная записка Творческий проект: Меха для раздувания углей Выполнил: ученик 7 «Д» класса Бутенко Тарас Константинович Руководитель- консультант: учитель технологии II категории МОУ СОШ №49 Чудных Евгений Петрович Белгород 2010 Содержание: I. Выбор и обоснование темы проекта……………………………………………...3 II. Историческая справка по проблеме проекта…………………………………...3 III. Генерирование идей……………………………………………………………..6 IV. Выбор материала для проекта, дизайн – анализ………………………………7 V. Обоснование использованных технологий, инструментов и оборудования…8 VI. Техника безопасности при выполнении работ………………………………...9 VII. Экологическое обоснование проекта………………………………………...11 VIII. Экономическое обоснование проекта………………………………………12 IX. Реклама изделия……………………………………………………………….14 X.Словарь терминов……………………………………………………………….15 XI.Самооценка……………………………………………………………………..15 XII.Список литературы…………………………………………………………....16 XIII. Приложение…………………………………………………………………..17 I.Выбор и обоснование темы проекта; Моя семья часто проводит выходные дни на даче. Мы любим, жарить шашлыки, рыбу на мангале. Я обратил внимание, что для розжига углей Папа использует газету, фанерку, а иногда дует через старую лыжную палку. На уроках технологии в 6 классе мы проходили тему «Металлы и сплавы», где учитель рассказал о кузнечном деле и использовании кузнечных мехов. Мне захотелось использовать меха для розжига углей. В интернете я нашел разные по отделке, размеру и цене меха. Оказалось, что это очень дорогое приспособление (от 300-5000 руб.). Проконсультировавшись с учителем технологии, я решил изготовить меха для розжига углей в условиях школьной мастерской. II. Историческая справка Кузнечное ремесло является очень древним. Археологические находки показывают, что уже в каменном веке наши далекие предки обрабатывали самородные металлы и метеоритное железо при помощи каменных ударных инструментов. В I тыс. до н. э. кузнечная обработка в сочетании с термической обработкой были хорошо известны предкам славян, жившим на территории Древней Руси. Кузницы, по соображениям противопожарного характера, располагались на окраинах города у городского вала. Они были оборудованы горном и воздуходувными мехами. Источники середины XVI в. упоминают: «ставили кузницу и горн делали». Горн являлся необходимой принадлежностью каждой кузницы. Он представлял жаровню, расположенную на глинобитном или каменном возвышении со стенкой у одного из краев. Около стенки в горне имелось небольшое углубление для углей и нагреваемых поковок. Это «горновое гнездо» имело форму прямоугольника с полукруглым дном. В углубление, проходя через стенку, выходило глиняное «сопло», через которое к углям подводили воздух. Сопла довольно быстро перегорали и их часто меняли. В источниках XVI в. говорится: «куплено соплей в кузницу десяток, дано 3 алтына 2 денги» Меха. Кузнечный горн требовал такого же температурного режима, что и сыродутная печь, например, железо при сварке необходимо нагревать до температуры 1400-1460°. Для усиления горения угля и повышения температуры в горне требовались мощные меха. Дутье-вое устройство состояло из воздуходувных мехов, нагнетавших воздух, и огнеупорных сопел, подводивших воздушную струю в печь. Чтобы поток воздуха при нагнетании простыми мехами был непрерывен, должны были работать два меха. Кузнечный мех имел повсеместно очень устойчивую форму: две вытянутые сердцевидные (клиновидные) планки, объединенные кожей, собранной в складки, чем достигалась возможность раздвигать планки. Узкий конец планок оканчивался трубкой — соплом, вставлявшимся в горн. В планках делались отверстия с клапанами для вбирания воздуха внутрь меха. Такой воздуходувный мех можно было обнаружить в деревенских кузницах еще в XX в. Устанавливался мех по-разному, но при всех установках его ставили так, чтобы кузнец, не отходя от горна, мог производить дутьё. Сопло вставляли в горновое гнездо, а мех прикрепляли за стержни на деревянных стойках на такой высоте от пола, как и горновое гнездо. Стойки сверху соединяли бруском, к этому бруску подвешивали коромысло, один конец которого соединялся верёвкой с нижней крышкой. Сопла. Для подвода из меха воздушной струи в печь применяли специальные трубки, сделанные из огнеупорного материала. В древней Руси, как и в настоящее время, они назывались соплами. Сопло служило лишь одну-две плавки. При разборе отверстия в груди печи оно часто разбивалось. В источниках XVI в. говорится: «куплено соплей в кузницу десяток, дано 3 алтына 2 денги». В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. Эта работа делала процесс варки очень тяжелым. С помощью кузнечных мехов сжатый воздух подавали в печь и повышали температуры горения. Это позволяло людям выковывать более прочный и крепкий металл для инструментов и оружия. Кузнец раздвигал ручки мехов, открывая запорный клапан и впуская окружающий воздух в камеру мехов, затем с помощью мускульной силы, кузнец сжимал ручки мехов и сжимаемый воздух подавался в печь через маленькое отверстие на конце мехов, создавая высокую температуру и плавя руду меди, олова, свинца или железа. Меха и до сих пор используются в различных сферах деятельности. Так, например, многие церковные органы работают с помощью мехов, который практически остается неизменным, как и тысячу лет назад. III. Генерирование идей; Меха применяют для розжига углей в мангалах и каминах. Меха бывают с художественной обработкой и без неё. IV.Выбор материала для проекта, дизайн- анализ. 1 2 3 4 Изделие состоит из четырех деталей: № название количество материал размеры 1 планка 2 фанера 10Х200Х 400 2 меха 1 Кожа (кожзаменитель) 200х300 3 Гвозди декоративные 30 15 4 сопло 1 Тонколистовой металл 100х150 V.Обоснование использованных технологий, инструментов и оборудования. При изготовлении приспособления для раздутия углей «Меха» я взял фанеру S10 оставшуюся от ремонта старого стула, остатки искусственной кожи от входных дверей. Готовые детали: Декоративные гвозди. Остатки лака и кисточка были использованы после ремонта квартиры. Проект «Меха для розжига углей» имеет практическое значение. С помощью этого приспособления легко и просто можно разжечь угли, как в мангале, так и камине. Вовремя изготовления изделия была использована ручная и механическая обработка древесины, металла и кожи. Предполагаемые параметры и ограничения: 1.Изделие должно быть лёгким, точным и безопасным в работе. 2.Устойчиво при контакте с влажными, твердыми и острыми предметами. 3. Эстетичным, удобным и надежным при эксплуатации . 4. Простым и дешевым при изготовлении. 5.Изделие должно быть утилизируемым (т.е. безвредно использоваться после полного выхода их эксплуатации). 6.Поверхность изделия покрывают прозрачным лаком. Инструменты и оборудование: -Сверлильный станок «Корвет» - Электра лобзик «Фиолент» -Свёрла ø6 ø25 - Верстак. -Линейка, штангенциркуль, карандаш, угольник. -Прибор для выжигания «Узор» - Струбцина. -Лак паркетный ПФ-231 -Декор. Гвозди. -Шлифовальная шкурка. -Фанера S10 - Молоток VI.Правила безопасной работы Инструкция по технике безопасности для учащихся при ручной обработке древесины Опасности в работе 1. Травмирование рук при работе неисправным инструментом. 2. Травмирование рук при запиливании без применения приспособлений. До начала работы 1. Наденьте спецодежду . 2. Проверьте наличие инвентаря . 3. Разложите на верстаке инструменты индивидуального пользования в порядке, остановленном учителем. Удалите с верстака все лишнее. Во время работы 1. Надежно закрепите обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака. 2. Пользуйтесь только исправным, хорошо налаженным и наточенным инструментом и только по назначению. 3. Ручки инструментов должны быть удобными для работы. 4. Не допускайте захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращайте учителю инструмент общего пользования. 5. Не отвлекайтесь во время работы, следите за правильными приемами работы. 6. Не пользуйтесь в деревообрабатывающей мастерской открытым огнем и электрообогревателями. 7. В случае порчи инструмента во время работы немедленно замените его. 8. Остатки материалов, незаконченные изделия сдайте. дежурному или учителю. После окончания работы 1. Проверьте состояние инструментов и положите их в порядке, установленном учителем. 2. Уберите свое рабочее место, пользуясь щеткой-сметкой. Не сдувайте стружку ртом, не сметайте ее рукой. 3. Приведите себя в порядок. 4. Выходите из мастерской только с разрешения учителя. Инструкция по технике безопасности при работе на сверлильном станке. ДО НАЧАЛА РАБОТЫ: 1. Приведите в порядок свою одежду, 2. Проверьте исправность пускового устройства, ограждений станка, 3. Не касайтесь электропроводов и токоведущих частей электрооборудования - можете попасть под напряжение. 4. Уберите со стола станка все посторонние предметы 5. Подготовьте режущий и измерительный инструмент, зажимное приспособление, заготовки. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ; 1. Надежно закрепите в зажимном приспособлении (в машинах или ручных тисках, кондукторе и т.д.) заготовку, проверьте правильность и прочность крепления. Помните, что при сверлении нельзя удерживать заготовку рукой. 2. Установите, надежно закрепите сверло в патроне, шпинделе станка, проверьте правильность и прочность крепления. Помните, что устанавливать и снимать сверло во время вращения шпинделя запрещается. 3. Если нет защитного козырька, то при сверлении хрупких металлов наденьте защитные очки. 5. Сверло подводите к заготовке плавно, без рывков. 6. Во время работы запрещается близко наклониться к станку, облокачиваться на него, оставлять без присмотра. 7. Для смены заготовки, сверла, удаления стружки следует остановить станок. 8.Убирать стружку со стола разрешается только крючками и щеткой сметкой. Сметать руками или сдувать стружку категорически запрещается, так как можно порезать руки или засорить глаза. ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ: 1. Проверьте и сдайте учителю обработанную деталь. 2. Снимите и положите на место сверло. 3. Уберите станок. Инструкция по технике безопасности при работе с электровыжигателем. 1. Включать электровыжигатель в сеть только с разрешения учителя, работать только исправным прибором. Включать прибор для выжигания в сеть только с разреше¬ния учителя, работать исправным прибором. 2. Оберегать руки и одежду от прикосновения раскаленного пера, не оставлять прибор включенным. 3. Ручку с пером вставить в держатель прибора. 4. Не выжигать вблизи горячих веществ. 5. Хорошо проветривать помещение. Правила безопасности при покраске. 1.Окраску изделий производить только на подкладной доске 2. Не допускать попадания краски и растворителей на кожу рук и лица 3.Не окрашивать изделия и не хранить краску вблизи нагревательных приборов. 4.Проветривать помещение, в котором проводится окраска. 5. Руки после окрашивания вымыть с мылом. Правила безопасности при работе с электролобзиком. 1. Работать только с разрешения учителя. 2. Пользуйте только теми полотнами, которые предназначены для работы именно с этим типом лобзика. 3. Небольшие детали распиливайте только после того, как зажмете их в тиски. 4. Будьте осторожны: не разрежьте электрический шнур. 5. Руки держите за полотном пилы. 6. Помните, полотно простирается и ниже разрезаемого материала и может нанести вам травму или повредить что-то под материалом. 7. В случае неисправности инструмента сообщить учителю. VII. Экологическое обоснование проекта; Изделие изготовлено из материалов, которые легко утилизируются. Фанера может быть переработана в сырьё для изготовления ДВП, ДСП или быстро перегниёт. Металлические детали можно переплавить. Таким образом, изделия можно считать экологическим чистым с точки зрения утилизации (исключения составляют лакокрасочные материалы). VIII.Экономическое обоснование С экономической точки зрения изготовление приспособления для розжига углей не является дорогостоящим. Материал для планки , сопла и мехов можно использовать из отходов производства, остальные составляющие ( декоративные гвозди, лак) необходимо купить. Энергозатраты , отопление, холодная вода и канализация можно не учитывать т.к. они минимальны и работа выполнялась в учебное время. Себестоимость: С=С1+С2+Ао Затраты Стоимость за единицу (руб.) Количество Общая стоимость (руб.) Стоимость материалов (С1) фанера 0 350Х200Х10 0 Лак 100руб 0,1 л 0руб Декоративные гвозди 20коп 30 6руб Иск. кожа 0 200х540 0 Стоимость коммунальных услуг (С2) Электроэнергия 2,36руб. 2 кВт 4.7 руб. Расходы на отопление 15,15руб. 9 кв.м. 136 руб. Холодная вода, канализация 18,87 руб. мм. 1 куб 19 руб. Стоимость оборудования (Со) Сверлильный станок 45000 руб. 1 шт. 45000 Линейка 15 руб. 1 шт. 15руб. молоток 80 руб. 1 шт. 80 руб. электолобзик 800 руб. 1 шт. 800руб свёрла 7;40руб. 2 шт. 47 руб. Итого: 176 руб. Так как мы не приобретали оборудование, а лишь его использовали, то мы взяли амортизационные отчисления (Ао) составили: Ао = Со x 0,05% = 22,97 x 0,05% = 0.011руб. Себестоимость изделия:С = С1+С2+Ао = 6+159,7+11= 176 руб. Меха для раздувания углей — очень удобная вещь из арсенала настоящего барбекьюмена. Долой махания газетками, картонками, подносами и прочими подручными средствами — теперь у Вас есть специальное приспособление. Меха « ДРУг»— это удобно, практично, ... Обращаться по адресу: ул. Конева 11; каб.10 X. Словарь терминов Деталь- изделие, изготовленное из однородного материала без сборочных операций. В переводе с французского означает «подробность». Инструмент- орудие труда, предназначенное для обработки материалов и контроля результатов работы. Имеет латинское происхождение, в переводе означает «орудие для работы». Киянка- столярный инструмент - деревянный молоток с ровной ударной поверхностью. Шаблон - (от нем. Schablone - образец, модель) чертёж детали, выполненный в натуральную величину. Циркуль - (от лат. circulus - круг), чертёжный инструмент для вычерчивания тушью и карандашом окружностей, измерения и переноса размеров на чертежи Сверло - инструмент для сверления, рассверливания или зенкования отверстий. Дерматин - (от греч. dermatinos - кожаный), хлопчатобумажная ткань с нитроцеллюлозным покрытием, нанесённым на одну или обе стороны ткани; заменитель кожи. Фанера - слоистый древесный материал из склеенных между собой листов лущеного шпона с взаимно перпендикулярным расположением волокон древесины каждого листа. XI. Самооценка. Я считаю, что изделие удовлетворяет предложенным требованиям. Меха для розжига удобны и безопасны в использовании. Подводя итог работы можно сказать, что это изделие выбрано не зря. Несмотря на сложности, овладел приемами разметки криволинейной поверхности. Я рад, что сделал меха для розжига аккуратно, и данное приспособление оказалось практичным в использовании. XII.Список литературы 1. Горелов В. В. Охрана труда и техника безопасности в общеобразовательной школе М.: Просвещение, 1985. 2. Данкевич В. Выпиливаем из фанеры. СПб., «Кристалл», 1998 г. 3. Карабанов И. А. Справочник по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 1991. 4. Карабанов И. А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1995. 5. Муравьев Е. М. Технология обработки металлов. – М.: Просвещение, 1998. 6. Орлова Н. Техника: энциклопедия. – М.: 000 «Росмен-издат», 2000. 7. Симоненко В.Д. Технология 5 класс. – М.: Просвещение, 1999 г. 8. http://technologys.info 9. http://ikt45.ucoz.ru 10. http://trudovik45.ucoz.ru 11. http://www.proshkolu.ru Приложение: Технологическая карта изготовления мехов. № п/п Название операций Графическое изображение Инструменты приспособления 1 Выбрать заготовку с учетом припуска на обработку (10X350X200) Верстак, линейка, карандаш, 2 3 4 Разметить заготовку по шаблону Закрепить две планки струбциной Верстак, угольник, карандаш, линейка Верстак, струбцины Вырезать электро лобзиком две планки. Разметка остается на заготовках. Верстак, электролобзик. 5 На шлифовальном круге обточить неровности оставшиеся от выпиливания. СТД-120М, шлифовальный круг. 5.1 Наждачной бумагой обточить заусенци. Верстак, наждачная бумага. 6 Отрезать у одной планки носик и при помощи клея и гвоздей прикрепить ко второй. Верстак, гвозди ,ПВА,молоток. 7 Просверлить отверстие для выхода воздуха Слесарный верстак, дрель ручная ,сверла. 8 Просверлить отверстие для входа воздуха НСС, перовые сверла. 9 Из мягкой жести изготовить сопло Слесарный верстак, струбцина, приспособление для обжимки. 10 Прикрепить сопло к планке Слесарный верстак, гвозди ,слесарный молоток. 11 Вырезать меха по шаблону Ножницы, кож. заменитель 12 Сделать клапан на входное отверстие Собрать планки и меха при помощи декоративных гвоздей Верстак, молоток , декоративные гвозди. 13 Провести испытания работы приспособления. ( при необходимости исправить недостатки). 14 Нанесение рисунка и декорирование мехов для розжига. Рисунки ,переводная бумага, карандаш, ластик, выжигатель 15 Покрытие изделия лаком. Кисть, перчатки, респиратор. 16 Готовое изделие Контрольно – оценочный лист выполнения творческого проекта. Контрольно – оценочный лист выполнения творческого проекта. Контрольно – оценочный лист выполнения творческого проекта. Класс ________ Ф.И. учащегося_____________________________________________________ № п/п Этапы выполнения проекта Критерии оценки Кол-во баллов Оценка в баллах 1. Организационно-подготовительный этап -обоснование возникшей проблемы и потребности -выбор модели, описание внешнего вида модели - выбор материала -выбор оборудования, инструментов, организация рабочего места Есть, нет Есть, нет Есть, нет Есть, нет 1 1 1,5 1,5 2. Технологический этап - выполнение технологических операций -соблюдений технологической последовательности -правильность сборки и отделки изделия -соблюдение ТБ и культура труда Есть, нет Есть, нет Есть, нет Есть, нет 1 1 1 1 3. Заключительный этап -экономическое обоснование -экологическое обоснование -защита проекта -убедительность изложения материала -общие впечатления от изделия (гармония, соответствие теме, дополнение и т.д.) -ответы на вопросы Есть, нет Есть, нет Есть, нет Есть, нет Есть, нет Есть, нет 1 1 1 0,5 0,5 1 Общий балл_____________________________ Оценка_________________________________ Дата___________________________________ Подпись учителя________________________ Рецензия. Проект « Меха для розжига углей» выполненный Бутенко Тарасом , выделяется несколькими особенностями. Во-первых, сложностью поcтавленной задачи работать электролобзиком на криволинейной поверхности изделия. Автор сумел изделие выполнить качественно, с соблюдением технологии. Нужно иметь много терпения и желания, иметь хорошие навыки, чтобы качественно выполнить разметку и сборку. Во-вторых, хорошо оформлена проектная документация, интересно написана историческая справка по теме проекта. Меха выполненные Тарасом отличается оригинальностью и неповторимостью и очень высоким качеством исполнения. Работа, проделанная Бутенко Тарасом , заслуживает высокой оценки. Учитель технологии 2 категории Чудных Е.П.
|