Администратор будет благодарен за оставленный комментарий к этому материалу.
12.03.2015, 06:54
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол №1 от 29.08.2014 г. Утверждена приказом МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2014г.№ 240
Согласована с заместителем директора по ВР 30.08.2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Резьба по дереву» для учащихся 5-8 классов
Составитель: Филатов Сергей Валерьевич, учитель технологии высшей квалификационной категории
Мариинск 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Резьба по дереву» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами: • Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2); • Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189; • Основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённой приказом МБОУ «СОШ № 1» от 02.09.2013г. № 221; • Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.
• Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
• Учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2014г. № 228; • Календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год, утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 25.08.2014г. № 213; • Положением об организации внеурочной деятельности учащихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённым приказом МБОУ «СОШ № 1» от 30.08.2013г. № 213.
Цель: 1.Ознокомление с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы “Татьянка” по дереву, умению создавать собственные творческие композиции. . Задачи: Обучающие: формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма; формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности; формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России; формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины; Развивающие: развитие речи: обогащение и усложнение её словарного запаса; усложнение её смысловой функции; развитие мышления: учить анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать; развитие сенсорной сферы: развитие глазомера, точности и ориентировки в пространстве; развитие двигательной сферы: развитие моторики мелких мышц – умение управлять своими двигательными действиями; развитие двигательной сноровки, соразмерность движений. Воспитывающие: воспитание трудолюбия и приобщить детей к истокам русской народной культуры; воспитание высокой коммуникативной культуры; воспитание толерантного сознания подрастающего поколения
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Рабочая программа « Резьба по дереву» относится к общекультурному направлению и нацелена на необходимость воспитания у учащихся духовных потребностей и интересов, высоких эмоциональных переживаний по поводу искусства, нравственных помыслов. Рабочая программа «Резьба по дереву» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе интегрированной программы для 5-8 класса / И.А.Сасова. — автором учебников, включённых в систему «Алгоритм успеха». Технология: программа: 5-8 классы / И.А.Сасова.- М.: Вентана-Граф, 2013.- 168 с. и авторской программы Сасыкова Шамиля. Художественная резьба по дереву «Татьянка»: Учебное пособие. Том1,-М.;2008.-240с.:ил.(Серия «Высшая школа резьбы по дереву» ISBN 978-5-9900560-2-2)) Рабочая программа «Резьба по дереву » основывается на принципах наглядности, культур сообразности и коллективности, при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения, появляется мотивация к познанию и творчеству, обеспечивается приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации, на воспитании общечеловеческих ценностей и предполагает опыт взаимодействия в жизни и обществе.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ
Рабочая программа «Резьба по дереву » рассчитана на учащихся 5-8 классов. На реализацию программы отводится 136 часов (34 часа в 5 классе, 34 часа в 6 классе, 34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе) из расчёта 1 час в неделю. Формы занятий: беседа, экскурсия – музей бересты, краеведческий музей, помимо индивидуальной самостоятельной работы, учащиеся занимаются коллективным творчеством. Виды деятельности: познавательная, изобразительная, декоративная и конструктивная. Занятия проводятся в учебной мастерской. Формы подведения итогов – результаты опроса участников образовательных отношений, участие в выставках, конкурсах.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Личностные УУД: 1. социализация личности; 2. формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в мировую художественную культуру; 3. развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4. мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения; 5. развитие самостоятельной и личной ответственности за принятое решение: умению создавать собственные творческие композиции 6. развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации и фантазии; 7. развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и художественному ремеслу; 8. формировать навыки – точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма; 9. формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности; 10. формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России; 11. формировать навыки безопасной работы при художественной обработке древесины; 12. развитие навыков сотрудничества и сотворчества к традиционному художественному ремеслу; 13. бережное отношение к духовным ценностям; Метапредметные УУД: 1. освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи; 2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; 3. развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в деятельности и искусстве и собственной творческой деятельности; 4. развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические и музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому свое представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; 5. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой; овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений; 6. воспитание умения и готовности вести диалог по поводу искусства, излагать свое мнение; 7. овладение способами ведения коллективной творческой работы; умения договариваться, распределять функции, осуществлять взаимный контроль; конструктивно разрешать конфликты. Предметные УУД: 1. Сформировать представление о различных видах резьбы по дереву 2. сформированность основ резьбы по дереву с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края; 3. Познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы “Татьянка” по дереву, умению создавать собственные творческие композиции. 4. развитость коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания; 5. умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать свое отношение к художественному произведению; 6. нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Рабочая программа «резьбы по дереву» рассчитана на четыре года обучения. Первый год обучения – 5класс. Занятия начинаются вводным занятием «Геометрическая резьба» . Второй год обучения – 6 класс. Занятия начинаются вводным занятием «Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву “Татьянка”. Третий год обучения-7 класс «Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву “Татьянка”. Четвёртый год обучения-8класс «Изучение и освоение рельефной резьбы по дереву “Татьянка” с резным фоном» . В течение учебного года учащиеся знакомятся художественными средствами, различными художественными техниками резьбы и применяют их на практике. 1 год обучения. 5 класс Тема 1. Вводное занятие. Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву, художественная обработка кости и металла. Показ цветных иллюстраций и фотографий с изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву народов России. Тема 2. Основные сведения о древесине и её свойствах. Знакомство с природной текстурой древесины (срез в трёх направлениях). Значение расположения и характера расположения волокон древесины при создании резьбы. Свойства хвойных и лиственных пород по твёрдости. Недостатки древесины. Влажность и сушка. Тема 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву. Подготовка рабочего места резчика в зависимости от характера выполнения работ. Демонстрация инструментов для резьбы по дереву, ознакомление с правилами их пользования. Практическая работа. Ознакомление с рабочим местом резчика и его оснащением. Изучение правил техники безопасности. Выбор инструмента для различных видов резьбы. Способы хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с инструментом. Тема 4. Знакомство с художественными и техническими приёмами геометрической резьбы по дереву. Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных геометрической резьбой. Демонстрация образцов народного искусства. Практическая работа; Начальные приёмы геометрической резьбы. Приёмы резьбы параллельных линий вдоль волокон. Приёмы резьбы «сетка». Приёмы резьбы «шашек». Создание вариантов композиций освоенных приёмов на дощечках. Правила техники безопасной работы с режущими инструментами. Один из видов геометрической резьбы – трёхгранно-выемчатая резьба. Её художественные и технические приёмы. Элементы трёхгранно-выемчатой резьбы (треугольник, глазок, треугольник с зубчиком, фонарик, кубик, соты, клин, элементы сияние, ромб). Приёмы резьбы равнобедренного треугольника. Узор «трёхстороннее сияние со срезкой, узор «розетка с сиянием». Приёмы резьбы узора и трёхгранно-выемчатое «четырёхстороннее сияние». Выполнение узоров «кличик», «змейка», «витейка», «бусы», «ёлочка», «сколышки», «чешуйка», «шишка», «лесенка», «кубики», «решётка». Создание на дощечках варианты узоров, образуемых из технических приёмов трёхгранно-выемчатой резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. Тема 5. Создание несложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева. Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра) в резьбе наличников окон , в украшении бытовой утвари. Практическая работа. Создание эскизов геометрических узоров для оформления разделочных досок, крышки, коробочки, пенала. Перевод узора геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи кальки, копировальной бумаги, карандаша. Тема 6. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. Практическая работа. Выполнение в технике геометрической резьбы орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов. Тема 7. Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале. Перенос рисунков готовых композиций на полуфабрикаты, изготовленные на уроках технологии учащимися. Практическая работа. Выполнение в материале композиций геометрической резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. Тема 8. Отделка готовых изделий. Знакомство с основными видами отделки художественных изделий с резьбой: шлифование, морение или травление, лакирование, полирование. Практическая работа. Освоение основных видов отделки резных художественных изделий. Тема 9. Заключительное занятие. Обсуждение с учащимися успешности освоения геометрической резьбы. Демонстрация выполненных работ. 2 год обучения. 6 класс Тема1. Образ мира в художественной резьбе. Понятие о видах резьбы по дереву (домовая, плоскорельефная, рельефная, плоско выемчатая, сквозная, скульптурная, “Татьянка”). Резьба по дереву “Татьянка” Краткие сведения из истории вида изобразительного искусства, как резьба по дереву. Возможности резьбы по дереву, её связь с направлениями современным реальным развитием общества. Классификация видов резьбы по дереву. Материалы, применяемые для резьбы по дереву. Подготовка материала. Инструменты для резьбы “Татьянка”, подготовка инструментов к работе. Правила перевода рисунка на кальку. Практическая работа: “Перевод рисунка (фрагмент растительного орнамента) на кальку и на лист А4” Рабочее место резчика. Правила безопасной работы при резьбе “Татьянка”. Резьба по дереву “Татьянка” с растительными элементами . Тема2. Техника резьбы “Ивушка. Организация рабочего места резчика. Правила безопасной работы при резьбе “Татьянка”. Технология выполнения резьбы с растительными элементами. Приёмы удержания ножа и стамески. Насечки. Порядок выполнения среза и типичные ошибки при выполнении срезов. Практическая работа: “Перевод рисунка (фрагмент растительного орнамента) на учебную доску и выполнение плоскорельефной резьбы на учебной доске” Тема3. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе. Резьба рельефная, “плетенка”, “косичка”, “чередующая плетенка”. Заточка и правка инструмента. Правила положения стамески. Правила безопасной работы. Корректировка и восстановление контура рисунка. Профессия резчика по дереву. Практическая работа: “Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе” Тема 4. Оформление поверхности листьев насечками Технология выполнения насечки на поверхности листьев. Ошибки при выполнении насечки. Практическая работа: “Выполнение насечки на поверхности листьев” Тема 5.Композиция в резьбе. Сканер графия Принципы композиционного построения в искусстве. Простые решения композиций для практической резьбы. Сканер графия. Способы получения гербарий. Практическая работа: “Рисование с натуры и составление композиционных схем” Тема 6.Специфика рисунка в резьбе. Вырезание на прямоугольных поверхностях (разделочная доска, шкатулка Общие сведения о рисунке. Специфика рисунка в резьбе. Технология выполнения резьбы на прямоугольных поверхностях. Отделка изделий. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Вырезание на прямоугольных поверхностях (разделочная доска, шкатулка)”. Тема 7.Разработка резной композиции и реализация её в материале Композиция в резьбе. Стратегия и тактика процесса работы. Пластика. Требования, предъявляемые к изделию. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Выполнение резьбы несложного изделия”. 3 год обучения. 7 класс Тема 1. Техника резьбы “Муравка” и вырезание бабочки Технология выполнения резьбы “Муравка”. Глубина про резания листочков. Анималистика. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Перевод рисунка на учебную доску и выполнение резьбы “Муравка” на учебной доске” Тема 2. Разработка резной композиции и реализация её в материале (разделочная доска) Варианты вырезания листочков и узоров крыльев бабочек. Композиционные разборы изделий. Отделка изделия. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Перевод рисунка на разделочную доску и выполнение резьбы “Муравка” Тема 3.Разработка резной композиции и реализация её в материале (шкатулка) Композиционные разборы изделий. Отделка изделия. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Перевод рисунка на шкатулку и выполнение резьбы “Муравка” Тема 4.Техника резьбы “Ромашки” Технология выполнения резьбы “Ромашки”. Разновидности лепестков и их схемы расположения. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Перевод рисунка на учебную доску и выполнение резьбы “Ромашки” на учебной доске” Тема 5. Вырезание на сферических поверхностях Особенность резьбы на предметах, имеющих криволинейную, цилиндрическую, сферическую или конусообразную форму. Орнамент рисунка, его композиция. Тема 6. Разработка резной композиции и реализация её в материале Требования, предъявляемые к изделию. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Выполнение резьбы несложного изделия”. 4 год обучения. 8 класс Тема 1. Техника резьбы “Альпийская роза” Технология выполнения резьбы “Альпийская роза”. Перевод рисунка на кальку и на учебную доску. про резание контура сердцевины цветка и вырезание первого ряда лепестков цветка Тема 2. Про резание контура цветка и вырезание лепестков цветка Приём вырезания второго ряда лепестков. Способы вырезания лепестков “Альпийской розы”. Правила безопасной работы. Практическая работа: “про резание контура цветка и вырезание лепестков цветка” Тема 3. Про резание контуров стебельков и ягод и вырезание стебельков Правила подрезки контуров. Приём вырезания стебельков. Правила безопасной работы. Практическая работа: “про резание контуров стебельков и ягод, вырезание стебельков” Тема 4. Понижение фона Приём срезания фона для его понижения. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Срезание поверхности учебной доски для понижения фона” Тема 5.Понижение листьев на разные уровни Приём понижения листьев на разные уровни. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Срезание листьев на разные уровни” Тема 6. Этап разделения листьев Правила разделения листьев. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Разделение листьев на разные уровни” Тема 7. Понижение основания листа под цветки Прием понижения основания листа под цветки. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Понижение основания листа под цветки” Тема 8. Вырезание гроздей с ягодами Правила вырезания гроздей с ягодами. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Вырезание гроздей с ягодами” Тема 9.Понижение лепестков цветка Технология понижения лепестков цветка. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Понижение лепестков цветка” Тема 10. Закругление сердцевины цветка Технология закругления сердцевины цветка. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Закругление сердцевины цветка” Тема 11.Выполнение изогнутой формы листьев Технология выполнения изогнутой формы листьев. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Выполнение изогнутой формы листьев” Тема 12.Понижение ягод Последовательность понижения ягод. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Понижение ягод ” Тема 13.Закругление ягод сверху и стебля Прием закругления ягод сверху и стебля. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Закругление ягод сверху и стебля” Тема 14.Оформление поверхности около ягод и под веточкой Технология оформления поверхности около ягод и под веточкой. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Оформление поверхности около ягод и под веточкой” Тема 15.Закругление цветка и ягод Прием закругления цветка и ягод. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Закругление цветка и ягод” Тема 16.Оформление поверхности листа насечками Правила оформления поверхности листа насечками. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Оформление поверхности листа насечками” Тема 17. Создание фона из прорезанных клеточек и техника “Чешуйки” Создание фона приемом чешуйки-семечки. Типичные ошибки при создании фона. Техника резьбы “Чешуйки”. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Создание фона приемом чешуйки-семечки” Тема 18. Разработка резной композиции и реализация её в материале (Техника резьбы “Чешуйки”) Требования, предъявляемые к изделию. Отделка изделия. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Выполнение резьбы сложного изделия”. Тема 19. Разработка резной композиции и реализация её в материале (Техника резьбы “Альпийская роза”) Требования, предъявляемые к изделию. Отделка изделия. Правила безопасной работы. Практическая работа: “Выполнение резьбы сложного изделия”. Тематическое планирование
Наименование тем и разделов Характеристика основных видов деятельности Кол-во час. Форма проведения Форма контроля всего теория практика I год обучения 1.Вводное занятие Правила тб 1 1 Виртуальная экскурсия беседа 2. Основные сведения о древесине и её свойствах Знать основные сведения о древесине и её свойствах 2 2 Презентации, беседа 3. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Инструменты для резьбы по дереву. Знать оборудование. инструменты для резьбы по дереву 2 1 1 Знакомство с инструментами Выполнение упражнений. 4. Знакомство с художественными и техническими приёмами геометрической резьбы по дереву Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева 2 1 1 Практическая работа 5. Создание не сложных композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева 6 1 5 6. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из дерева 6 1 5 7. Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале 10 2 8 8. Заключительное занятие 5 1 4 защита Выставка конкурс итого 34 10 24 2 год обучения 1. Образ мира в художественной резьбе. Классификация видов резьбы по дереву. Резьба по дереву “Татьянка” Вырезание фрагментов линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе. Техника резьбы “Ивушка”: 2 1 1 Практическая работа
Выполнение упражнения
2. Рабочее место резчика. Правила безопасной работы при резьбе “Татьянка”. Резьба по дереву “Татьянка” с растительными элементами. 2 1 1 3. Вырезание фрагмента линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе. Техника резьбы “Ивушка”: 8 1 7 4. Оформление поверхности листьев насечками 6 1 5
5. Композиция в резьбе. Сканер графия. 6 2 4 6. Специфика рисунка в резьбе. Вырезание на прямоугольных поверхностях 5 1 4 7. Разработка резной композиции и реализация её в материале Художественно-прикладная 5 1 4 Практическая работа Выполнение задания итого 34 8 26 3 год обучения. 1. Техника резьбы “Муравка” и вырезание бабочки Разработка резной композиции и реализация её в материале, техника резьбы “Муравка”, техника резьбы “Ромашки” 6 1 5 Практическая работа Выполнение задания 2. Разработка резной композиции и реализация её в материале (разделочная доска) 4 1 3 3. Разработка резной композиции и реализация её в материале (шкатулка) 4 1 3 4. Техника резьбы “Ромашки” 6 2 4 5. Вырезание на сферических поверхностях 6 1 5 6. Разработка резной композиции и реализация её в материале 8 2 6 итого 34 8 26
4год занятий
1. Техника резьбы “Альпийская роза”. Про резание контура сердцевины цветка и вырезание первого ряда лепестков цветка Разработка резной композиции 2 1 1 Практическая работа Выполнение задания 2. про резание контура цветка и вырезание лепестков цветка Разработка резной композиции и реализация её в материале (Техника резьбы “Альпийская роза”),(Техника резьбы “Чешуйки”) 2 2 Практическая работа Выполнение задания 3. про резание контуров стебельков и ягод и вырезание стебельков 1 1 4. Понижение фона 1 1 5. Понижение листьев на разные уровни 1 1 6. Этап разделения листьев 2 1 1 7.Этап разделения листьев 2 2 8. Вырезание гроздей с ягодами 2 2 9. Понижение лепестков цветка 2 2 10. Закругление сердцевины цветка 2 2 11. Выполнение изогнутой формы листьев 2 2 12. Понижение ягод 1 1 13. Закругление ягод сверху и стебля 2 2 14. Оформление поверхности около ягод и под веточкой 2 2 Оформление поверхности около ягод и под веточкой Разработка резной композиции и реализация её в материале. 2 Практическая работа Выполнение задания 15. Закругление цветка и ягод 2 16. Оформление поверхности листа насечками 2 2 17. Создание фона из прорезанных клеточек и техника “Чешуйки” 2 2 18. Разработка резной композиции и реализация её в материале (Техника резьбы “Чешуйки”) 2 2 19. Разработка резной композиции и реализация её в материале (Техника резьбы “Альпийская роза”) 2 2 итого 34 3 31
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Необходимое оборудование и оснащение Количество Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты: 1. Положение об организации внеурочной деятельности учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», утверждённое приказом директора МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2013 г. № 213. 2. Положение о Портфолио достижений учащихся МБОУ «СОШ №1», утвержденное приказом директора от 30.08.2013 №213. 3. интегрированной программы для 5-8 класса / И.А.Сасова. — автором учебников, включённых в систему «Алгоритм успеха». Технология: программа: 5-8 классы / И.А.Сасова.- М.: Вентана-Граф, 2013.- 168 с. Учебно-методические материалы: авторская программа Сасыкова Шамиля. Художественная резьба по дереву «Татьянка»:[текст] Учебное пособие. Том1,-М.;2008.-240с.:ил.(Серия «Высшая школа резьбы по дереву» ISBN 978-5-9900560-2-2)) Дидактические и раздаточные материалы: Альбомы с рисунками 2 Аудиозаписи, слайды:
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникативные средства: Компьютер проектор
1 1 Учебно-практическое оборудование: Наборы резцов по дереву Гуашь Надфили лак 15 1 4 1 Оборудованиет(мебель): Верстак столярный Станки стд-120м Стул ученика Стул учителя 6 5 16 1 Список литературы для учителя: 1. Логачёва Л.А. Основы мастерства резчика по дереву.[рисунки, текст]-М.: Издательство «народное творчество», 2002.-136с.: ил. 2. Сасыков Ш. Художественная резьба по дереву «Татьянка»:[рисунки, текст]Учебное пособие.-М., 2008.-240 с.:ил. (серия «высшая школа резьбы по дереву») 3. Чупахин В.М. 22 урока геометрической реьбы по дереву: [текст] Учебно-практическое пособие.-СПб.: Издательский дом «Литера», 2003.-152 с.: ил. 4. Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.[Электронный ресурс] -http://www. rusarch.ru
1 Список литературы для учащихся: 1. Логачёва Л.А. Основы мастерства резчика по дереву.[рисунки, текст]-М.: Издательство «народное творчество», 2002.-136с.: ил. 2. Чупахин В.М. 22 урока геометрической реьбы по дереву: [текст] Учебно-практическое пособие.-СПб.: Издательский дом «Литера», 2003.-152 с.: ил. 3. Журнал ДЕКО (хобби & декор) №3/24/2007 4. Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка”[текст] 5. №1(1) – август 2004г. 6. Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка”.[рисунки, текст] №2 – 2006г. 7. Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” .[рисунки, текст]№3 - 2006г. 8. Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка”.[рисунки, текст] №4 – 2006г. 9. Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка”.[рисунки, текст] №5 - 2006г. 10. Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка”.[рисунки, текст] №6 – 2007г. 11. Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка”.[рисунки, текст] №7 - 2007г. 12. Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” .[рисунки, текст]№8 – 2007г. 13. Журнал Художественная резьба по дереву “Татьянка” .[рисунки, текст]№9 – 2007г. 14.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
5класс учащиеся должны знать: Основные сведения о древесине и её свойствах о классификации видов резьбы; об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву; о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву правила безопасности при обработке художественных изделий; Учащиеся должны уметь: рисовать с натуры и делать с них композиционные схемы; делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства; Создавать не сложные композиций узоров геометрической резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделия из дерева. Выполнять узоры геометрической резьбы на изделиях из дерева Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале владеть инструментом для резьбы по дереву; выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий. 6 класс учащиеся должны знать: Образ мира в художественной резьбе. Классификацию видов резьбы по дереву. об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву; о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву Учащиеся должны уметь: рисовать с натуры и делать с них композиционные схемы; делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства; разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе технологии резьбы “Татьянка”; владеть инструментом для резьбы по дереву; Вырезать фрагменты линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе. Техника резьбы “Ивушка”: 7класс учащиеся должны знать: о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву; о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов; правила безопасности при обработке художественных изделий; Учащиеся должны уметь: Вырезать фрагменты линейного растительного орнамента в низком плоском рельефе. Техника резьбы “Муравка” Техника резьбы “Ромашки” Вырезать на сферических поверхностях Разрабатывать резные композиции и реализовывать её в материале 8 класс учащиеся должны знать: о классификации видов резьбы; об истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву; о коллекции произведений народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, об образцах художественной резьбы по дереву о характерных особенностях местной художественной резьбы по дереву; о полном процессе изготовления резных художественных изделий на предприятии народных художественных промыслов; правила безопасности при обработке художественных изделий; о технике резьбы “Альпийская роза”. Про резание контура сердцевины цветка и вырезание первого ряда лепестков цветка Учащиеся должны уметь: разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе технологии резьбы “Татьянка”; владеть инструментом для резьбы по дереву; владеть техническими приемами резьбы “Татьянка”; выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий. Разрабатывать резную композицию и реализация её в материале (Техника резьбы “Чешуйки»), Техника резьбы “Альпийская роза”
Преподаватель должен использовать рабочую программу творчески, исходя из конкретных условий работы и уровня подготовки учащихся.
В результате занятий художественными, декоративными и конструктивными видами деятельности в рамках рабочей программы «Резьба по дереву» развиваются следующие качества личности учащихся: • аккуратность и трудолюбие; • нравственные и эстетические чувства; • целостное и гармоничное восприятие мира; • интерес к родной природе, своему народу, уважения к его культуре; • коммуникабельность. Оценка эффективности занятий: • анкетирование учащихся; • анкетирование родителей; • участие в выставках, конкурсах; • выполнение проектов; • изготовление макетов.
Некоторые материалы размещённые на сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на этом сайте, просьба немедленно сообщить об этом по адресу: trudovik45@yandex.ru
При копировании содержимого сайта активная ссылка на страницу материала обязательна.