Наверное, все в курсе, что с нового аттестационного периода (октябрь 2011) действуют новые правила получения/подтверждения первой или высшей квалификационной категории.
Новый порядок регламентируется приказом Минобрнауки от 26.03.2010. В самом приказе, собственно, о этом «новом порядке» ничего толком не сказано, там только одни красивые и общие слова. Видимо, поэтому процедуру прохождения аттестации определяют местные органы (областное министерство/РОНО, не знаю, кто там еще), и, по-видимому, им в этом дана полная свобода. Как иначе объяснить появление очень странной бумаги, которую на днях мы все получили в школе. Эта «писуля» распространяется как «памятка» для учителей, собирающихся проходить аттестацию в период, начиная с осени 2011.
Теперь для прохождения аттестации надо набрать определенное кол-во баллов.
Для первой категории: от 890 до 1650 баллов
Для высшей : от 1651 баллов
За что начисляются баллы?
- Мы должны продемонстрировать владение 5 различными методиками преподавания (одна методика «стоит» 100 баллов).
- За выступления на конференциях, симпозиумах (одно выступление «стоит» от 10 до 50 баллов в зависимости от уровня пафосности мероприятия (школьная конференция/федеральная и т.д.)
- Проведение открытых уроков (один урок «на район» стоит 40 баллов)
- Наличие публикаций в бумажном виде (журналы/книги)
- Наличие публикаций в Интернете
- Участие в экспериментальной деятельности
- Работа в качестве эксперта проверки ГИА/ЕГЭ
- Участие в деятельности постоянно действующих семинаров/ ассоциаций (что это означает, никто из нас пока не понял)
- Участие в конкурсе «Учитель года»
- Наличие наград (грамота от директора школы «стоит» 10 баллов, благодарность президента или министра – 200)
- Посещение курсов повышения квалификации
- Показатели успеваемости учеников (желательно, чтобы свыше 60% учащихся успевали на «4» и «5»)
- Внеурочная деятельность
- Участие учеников в олимпиадах и т.д.
- Учеба в аспирантуре (!!!!!!!!!!!!!?????????????????)
По каждому из вышеперечисленных критериев своя шкала оценивания (в среднем от 10 до 100 баллов)
Описать наше состояние после ознакомления с этой бумагой вменяемыми и цензурными словами почти невозможно. Самое близкое будет «групповая истерия».
Во-первых, сама по себе система начисления баллов безумна и дика. Кто, как и почему решил, что за один открытый урок я, к примеру, должен получить 40 баллов ? Почему именно 40? Кто установил эту градацию? По какому праву?
Во-вторых, почему теперь выставляют оценки за работу экспертов ЕГЭ, экспериментальную деятельность, публикации, наличие наград? По сути, все эти показатели теперь вводятся в список официальных требований для аттестации. Разве не абсурд? В старых требованиях было написано «наличие званий, публикаций может оцениваться как дополнительный плюс, но не может являться обязательным требованием для присвоения категории».
А что теперь? У меня нет званий, нет даже грамот на школьном уровне. Ну, не заработал за 10 лет работы в школе. Не отличился ничем в глазах начальства. Значит, по этому показателю я автоматически пролетаю мимо. У нас обычная школа, нет никаких экспериментальных площадок. И по этому показателю выходит ноль. Я не участвовал в конкурсе «Учитель года» и не являюсь экспертом ЕГЭ (я преподаватель немецкого, на весь район у нас вообще нет ни одного эксперта по предмету, они просто не нужны, потому что немецкий никто не сдает).
Что остается в сухом остатке. Я должен как-то компенсировать все эти отсутствующие баллы, чтобы подтвердить высшую категорию. Как ? Сколько мне надо дать открытых уроков, что набрать, скажем, 300 баллов ? Сколько раз я должен ездить выступать на всевозможные конференции ? Где они еще проходят, эти конференции? Кто-нибудь в курсе? О чем я буду там рассказывать? Одно выступление на методическом объединении «стоит» 40 баллов. Сколько я должен там выступить? Да я своими выступлениями реально задолбаю всех. А я ведь не один такой. Нас в районе 15 учителей немецкого, и если каждый будет таким (самым доступным) образом набирать баллы для аттестации, во что все это превратится? В безумный цирк? Мы будем без конца ездить друг к другу на открытые уроки, каждый месяц проводить семинары по обмену опытом. Каким опытом? Кто работает в школе, знает, о чем я….. Чем мы будем обмениваться? У нас, что, у всех есть, что рассказать, у каждого своя авторская методики, свои оригинальные разработки?
Про 60% процентов хорошистов и отличников я вообще молчу. Кто это придумал ? Какой профан? Он, вообще, знает, что такое работать в школе и учить детей?
А начисление баллов за учебу в аспирантуре? Это полный вынос мозга!
Если в течение 5 лет я буду каждый год давать один открытый урок и один раз выступать на методобъединении, то за пять лет я наберу 400 баллов. Допустим, я получу еще 500 за методику. Имеем 900. А нужно 1651. Где-то надо раздобыть 751 балл…..
Говорят, что предыдущая система аттестации была несовершенна….. (как и всё в России). Когда я получал высшую категорию, я дал один открытый урок «на район», один раз выступал на методобъединении. Может, это, конечно, мало. Наверное, нужны новые формы и методы, но предлагаемая система ужасна. В лучшем случае, народ начнет бездумно всеми доступными средствами «коллекционировать» все эти баллы, могут начаться и фальсификации оценок, и выдача «липовых» документов. В худшем, люди опустят руки, откажутся от аттестации и уйдут из школы. Предъявляемый уровень требований неимоверно завышен, не адекватен условиям, в которых работает учитель, не учитывает даже его физических и материальных возможностей.
Сейчас мы все в шоке и думаем, куда бы пожаловаться. Идеи: от «пишем в прокуратуру» до «пишем президенту».
Вот документ, с которым вы можете сами ознакомиться. attestaciya.doc Михаил Васильев ИСТОЧНИК
|