РЕШЕНИЕ XIX Международной научно-практической конференции «Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны»
18-21 ноября 2013 года г. Москва
На базе Московского педагогического государственного университета, Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана и Московского института открытого образования проведена XIX Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны». В работе Конференции приняли участие более 120 человек из 8 регионов России, которые представляли общеобразовательные учреждения и учреждения среднего и высшего профессионального образования , учреждения повышения квалификации работников образования, а также коллеги из Украины.
В материалах Конференции опубликованы статьи специалистов в области технологического образования России, Украины, Беларуси, Японии. В рамках Конференции были проведены пленарные и секционные заседания, организовано посещение ряда общеобразовательных учреждений г. Москвы.
Участники Конференции отмечают:
Подготовка кадров для решения научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического развития, стоящих перед Российской Федерацией, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Предметная область «Технология» является основной практико-ориентированной образовательной областью в школе, в которой интегрируются и реализуются знания, полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые всем современным профессиям созидательного труда.
Именно при освоении предметной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения для анализа и творческого решения возникающих практических проблем, большинство из которых связано с преобразованиями материалов, энергии и информации, в процессе проектирования, конструирования и изготовления изделий. На уроках «Технологии» школьники получают знания и умения в области технического или инженерного творчества, представления о мире техники и техносфере, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей.
В настоящее время передовые страны мира, учитывая особую значимость инновационного и технологического развития, уделяют особое внимание технологическому образованию. Об этом, в частности, свидетельствует Международная конференция стран Азиатско-Тихоокеанского региона по технологическому образованию, проведённая в Нанкине (КНР) в октябре 2013 года. Вместе с тем ситуация с изучением предметной области «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации во многих случаях не отвечает современным требованиям и продолжает ухудшаться.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования по новому формулируют взгляд на предмет, требуют поиска новых подходов к реализации учебных программ для предметной области «Технология» в основном звене средней школы.
В федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы «Технология», как предметная область, отсутствует и является предметом по выбору. Сокращение числа часов на изучение предметной области «Технология», ликвидация непрерывности и преемственности технологической подготовки, устаревшее оборудование учебных мастерских, отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового оборудования, недостаточное информационное обеспечение, недостаточная оплата труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии, в первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки школьников и наносит серьезный ущерб технологическому и социально-экономическому развитию нашей страны.
Учитывая значение технологического образования для решения задач стратегического развития Российской Федерации, в том числе, обозначенных в Указе Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. № 596 (п. 1 «а») , и необходимость приведения его в соответствие с современными требованиями,
Конференция обращается:
к Министерству образования и науки Российской Федерации с предложениями:
считать технологическое образование и предметную область «Технология» приоритетными для решения стратегических задач, связанных с формированием в стране высокотехнологичной экономики; положительно решить вопрос о разработке и реализации в России проекта интегрированной системы технологического образования, включающей все его уровни: дошкольное, общее, начальное, среднее и высшее профессиональное.
считать необходимым разработку и внедрение региональных моделей технологического образования, учитывающих специфику ситуации в каждом конкретном субъекте федерации;
при распределении учебных часов на изучение предметной области «Технология» обеспечить непрерывность технологической подготовки школьников с 1 по 11 класс в объеме не менее 2 часов в неделю. На изучение графики (черчения), практически исчезнувшей из школы, должно быть выделено время в 8 и 9 классах; (в КНР на изучение труда и технологии выделено 3 часа в неделю с 3 по 9 класс и 144 часа – в 10-12 классах);
для предпрофильной подготовки выделить часы не из инвариантной части базисного учебного плана, а только из вариативного компонента, поскольку эта подготовка должна учитывать региональные особенности;
обратить особое внимание на реализацию технологических профилей на старшей ступени общего образования; предусмотреть в программах всех уровней формирование технологической культуры учащихся;
обеспечить переход к модели профильной технологической подготовки учащихся 8-11 классов, учитывающей потребности региона в кадрах определенного профиля и уровня квалификации для работы в современных высокотехнологичных отраслях и производствах;
разработать и реализовать региональные и муниципальные модели и программы профессиональной ориентации молодёжи с участием региональных органов образования, труда и занятости, молодёжной политики, представителей бизнеса и некоммерческих организаций;
увеличить финансирование для разработки и оснащения школ современным учебным оборудованием, в том числе станками с ЧПУ, и материалами для обеспечения технологического образования школьников;
в условиях нормативно-подушевого финансирования в бюджете школы отдельной статьёй предусмотреть выделение средств на материальное обеспечение предметной области «Технология»;
рассмотреть возможность и нормативно оформить, в виде соответствующего распоряжения, разрешение использовать бытовую аппаратуру с рабочим напряжением 220 В в учебном процессе общеобразовательных школ на уроках технологии в 8-11 классах;
принять меры по сохранению и расширению сети межшкольных учебных комбинатов (ресурсных центров) – общеобразовательных учреждений, занимающихся технологической, предпрофильной и профильной подготовкой школьников, определить их юридический статус как общеобразовательных учебных заведений; опираться при этом на имеющийся в регионе опыт и задел (наличие сети межшкольных учебных комбинатов – ресурсных центров; сетевое взаимодействие общеобразовательных школ с учреждениями среднего профессионального образования, в том числе, обеспечивающее возможность реализацию на базе старшей ступени школы начальной профессиональной подготовки в рамках профильного обучения);
создать нормативно-правовые условия, обеспечивающие более широкие возможности для социального партнёрства образовательных учреждений с предприятиями экономической сферы в целях повышения эффективности технологического образования (включая обеспечения возможности для привлечения специалистов-производственников; для использования материальной базы предприятий-партнёров в целях прохождения профессиональных проб, учебных и учебно-производственных практик; для участия предприятий-партнёров в материальном оснащении школьных кабинетов технологии, мастерских и др.);
предусмотреть корректировку оплаты труда учителей технологии с учетом деления на подгруппы в основной школе для обеспечения права учащихся на выбор содержательных линий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в отношения предмета «Технология»;
подготовить с учетом обозначенных выше позиций и разослать инструктивно-методическое письмо «О совершенствовании изучения предметной области «Технология» в региональные управления образованием субъектов Российской Федерации;
обратить внимание на необходимость непрерывного повышения квалификации преподавателей предмета «Технология», в частности в процессе участия в конференциях по технологическому образованию, освоению ими метапредметных требований нового стандарта образования, привлечения к обучению высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и методами преподавания; рекомендовать осуществлять технологическую подготовку школьников не бакалаврам педагогического образования, а магистрам, как это делается в Финляндии, имеющей школьное образование одно из лучших в мире;
подготовить и обеспечить рассылку в региональные органы управления образованием инструктивно-методического письма «Об аттестации учителей технологии с учётом специфики их профессиональной деятельности»; тарификацию учителей технологии проводить по первому уровню из-за сложности подготовки мастерских к занятиям и дополнительных требований к обеспечению безопасности учащихся; к сообществу педагогов, методистов и ученых, задействованных в системе образования Российской Федерации и работодателей:
приступить к созданию Российской Ассоциации технологического образования.
|