Президент Дмитрий Медведев заявил в послании Федеральному собранию, что ЕГЭ останется основным, но не единственным методом проверки знаний школьников. Он также сказал, что система подготовки педагогов будет реформирована, а частные учебные заведения приравняют к государственным.
Президент Дмитрий Медведев , выступая в четверг с посланием Федеральному собранию, не обошел вниманием российскую систему образования. Медведев предложил план по повышению качества школьного образования на 2010 год – «Наша новая школа». В течение 2010 года, объявленного Годом учителя, будут разработаны и введены новые требования к качеству образования, отметил он.
«ЕГЭ должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования», – подчеркнул президент. Помимо единого экзамена, по его словам, будет введен мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенции и способностей. При этом особое внимание планируется уделить старшеклассникам: программы их обучения будут прямо связаны с выбором специальности. Школы, умные во всех смыслах
Школа должна стать центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизнью, заявил Медведев.
По его словам, с помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, повсеместное использование которых начнется уже с 2011 года. Задача – сконструировать так называемые «умные» здания, то есть современные, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечение школьников нормальным качественным питанием.
Медведев также сообщил, что будет увеличено число часов преподавания физкультуры в школах – как минимум до трех часов не неделю. Школы, ставшие победителями конкурсов в нацпроекте «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения со следующего учебного года получат самостоятельность как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых ресурсов.
Президент пообещал законодательно закрепить равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, чтобы предоставить семьям более широкие возможности выбора школы для детей. Педагоги по-новому
По словам главы государства, серьезная модернизация ждет систему педагогического образования. В частности, будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ.
«Педагогические вузы будут постепенно преобразованы либо в базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов», – добавил Медведев.
А к преподаванию в школах планируется привлекать высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, даже если они не имеют педагогического образования.
«Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей», – сказал президент. Педагоги из регионов подучат классику
Необходимость совершенствования системы педагогического образования назрела уже давно, считает президент Фонда образования РФ Сергей Комков. По его словам, в первую очередь это связано с тем, что сама профессия педагога стала малопрестижной, и педагогические вузы покинули самые квалифицированные кадры. Кроме того, в последние годы практически умерла система практики в школах для будущих педагогов.
Поэтому прежде чем создавать какие-то специальные центры подготовки преподавателей, необходимо возродить и довести до ума деятельность действующих педагогических вузов, сказал Комков GZT.RU. Для этого нужно выделить дополнительное финансирование, вернуть туда преподавателей и создать площадки, на которых студенты могли бы проходить практику.
Но ни в коем случае нельзя расформировывать крупные педагогические вузы, подчеркивает эксперт. По его словам, это ключевые структуры, которые, наоборот, должны стоять во главе этой модернизации.
А вот небольшие региональные педагогические вузы, которые не обладают соответствующими материальными ресурсами, целесообразнее будет присоединить к крупному региональному классическому университету и создать там хороший центр подготовки преподавателей с тем, чтобы студенты приобщались к основам российской классики, более глубоко изучали историю, философию, проблемы социологии, политологии, психологии и другие дополнительные основы. В рамках серьезного классического университета это сделать намного удобнее, отметил Комков.
«Единственный вопрос заключается в том, кто будет этим заниматься. Сегодня Минобрнауки во главе с Фурсенко сделать это не в состоянии, – сказал GZT.RU президент Фонда образования. – Там нет ни малейшего понимания того, что должно быть сделано для усовершенствования подготовки квалифицированных педагогов. Более того, Фурсенко со своей позицией, что сегодня в стране очень много педагогов, и их количество надо наоборот сокращать, действует в совершенно противоположном направлении того, что сказал президент». Зеленый свет «частникам»
Комков также поддержал предложение Медведева приравнять в правах государственные и негосударственные учебные заведения. Эксперт отметил, что сегодня частные учебные заведения зачастую показывают более высокий уровень преподавания, чем государственные, но при этом находятся в менее выгодном положении.
«Они не пользуются никакими государственными льготами, а проверяющие органы предъявляют к ним достаточно серьезные претензии, в частности в вопросах лицензировании и аккредитации, – пояснил Комков. – Частным школам и вузам, которые выполняют все требования лицензионных органов, необходимо давать «зеленый свет», чтобы они могли развиваться наравне с государственными. Чем больше будет школ разной направленности, но имеющих единые стандарты, – тем лучше».
По его словам, уравнивание в правах будет выгодно и для государственных школ. В первую очередь, это позволит сократить наполняемость классов, и, следовательно, повысить качество преподавания. Совершенно неприемлемо, подчеркнул эксперт, когда в регионах с острейшей нехваткой школ в классах сидит по 30-40 человек. Поэтому в таких регионах необходимо всячески содействовать созданию негосударственных учебных заведений, чтобы разгрузить государственные школы.
Директор частной школы Натальи Нестеровой Ирина Каминская также считает, что уравнять государственные и частные образовательные учреждения пора уже давно. По ее словам, основное неравенство сейчас заключается в вопросе получения бюджетного финансирования, которое сейчас является прерогативой государственных школ.
«Мы выполняем все стандарты так же, как и государственные школы, точно также воспитываем таких же детей, которые требуют таких же расходов, – рассказала GZT.RU Каминская. – Оплата, которую вносят родители, совершенно не покрывает этих расходов. Школе приходится оплачивать аренду помещений, содержание детей, коммунальные услуги, охрану – все то, что государственные школы получают за счет бюджета. Даже наши учителя получают меньшую зарплату, чем преподаватели в государственных школах. Безусловно, сейчас мы в более невыгодном в финансовом положении, чем государственные учреждения». Кто возглавит перемены?
В целом, все, что предложено президентом, заслуживает достаточно серьезного внимания, отметил Сергей Комков. «Единственное опасение у нас вызывает то, что нынешнее руководство министерства образования не в состоянии это осуществить. Поэтому господин Фурсенко сидел во время выступления президента очень грустный», – заключил эсперт.
Источник:http://www.gzt.ru/topnews/politics/271448.html
|