Трудовик 45
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 27.07.2024, 02:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Статистика

Сейчас на сайте всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Сайт сегодня посетили
 
Моя кнопка

Счётчики
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Статьи

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА
Георгий Аствацатуров, 
зам. директора Армавирского филиала
Краснодарского краевого института 
дополнительного профессионального 
педагогического образования, 
кандидат исторических наук

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА


В научно-педагогической литературе и в специализированных периодических изда-ниях все чаще и чаще появляются статьи и целые брошюры об использовании мультиме-дийных технологий в образовательном процессе. Перечни электронных учебников и дру-гих пособий для школы исчисляются уже сотнями. Налицо их неоспоримые преимущест-ва. Действительно, мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному учителю все сложнее и сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера. 
Между тем, по самым оптимистическим подсчетам специалистов лишь около 10% учителей регулярно используют в своей повседневной деятельности электронные учебни-ки. И дело не только в компьютерной безграмотности абсолютного большинства россий-ского учительства. Электронные учебники пока недостаточно гармонично вписываются в учебный процесс. Плохо прорисовывается информационное взаимодействие триады: уче-ник – электронный учебник – учитель. 
Сижу на открытом уроке истории. Учитель демонстрирует на экране фрагмент фильма «Александр Невский» из «Энциклопедии истории России (862-1917 гг.)». Ловлю себя на мысли, что в данном случае нет принципиальной разницы между просмотром ви-део- или кинофильма и их электронного аналога. Ученики являются пассивными созерца-телями, откровенно зевают. Урок неинтересен.
В то же время, учитель не обладает достаточным уровнем информационной культу-ры, чтобы воспользоваться богатейшими ресурсами электронных учебников, энциклопе-дий, тренажеров. Успешно выверенными дидактическими приемами использования ин-формационных технологий умеют пользоваться лишь единицы. 
И второй существенный факт. Федеральная президентская программа по информатизации образования «достучалась» пока не во все школы. Многие образовательные учреждения сельской местности и провинциальных небольших городов имеют всего лишь один или несколько компьютеров, которых явно недостаточно для организации обучения целого класса в 25-30 и более учеников. 
В то же время, большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом. 
Однако анализ значительного числа мультимедийных уроков-презентаций, выпол-ненных, как правило, в программе PowerPoint, а также выдернутые из электронных учеб-ных пособий фрагменты, показывают их крайне низкий обучающий эффект. Разработчики подобных уроков не знакомы с особенностями совершенно новой формы проведения уроков. 
Предлагаемая статья родилась из авторских поисков, разработок собственных муль-тимедийных уроков, их внедрения и анализа эффективности. 
Прежде всего, о терминах. Как всегда бывает, в научно-педагогической литературе есть целый букет определений педагогического дизайна. Предлагаю читателям одно из них, сформулированное А.Ю. Уваровым – наиболее авторитетным специалистом в этой области: 
Педагогический дизайн – приведенное в систему использование знаний (прин-ципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектиро-вания, разработки, оценки и использования учебных материалов.
Замечательные работы А.Ю. Уварова (А.Ю. Уваров. Педагогический ди-зайн//Информатика. №30. 2003. Он же. Серия «Педагогический дизайн»//Вопросы Интер-нет Образования. №№10-13) посвящены проектированию и конструированию мультиме-дийных учебных пособий. Между тем, урок, как непосредственный инструмент реализа-ции основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максималь-но тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность той или иной разработки. Это одновременно и конечный ре-зультат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий. 
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Определимся еще с несколькими терминами. Назовем мультимедийным урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью техни-ческих средств, прежде всего, компьютера.
В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, что у более опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее, нежели у его молодого коллеги. Но урок – мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака» даже начинающим учителем.
При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен заду-маться над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок: 

 для изучения нового материала, предъявления новой информации;
 для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
 для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
 для обобщения, систематизации знаний?

 Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспиты-вающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и ме-тоды проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.
Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Опреде-ленный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятель-ную дидактическую единицу.
Педагогические справочники определяют дидактическую единицу как логически самостоятельную часть учебного материала, по своему объему и структуре соответ-ствующую таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п. 
Дидактическая единица состоит из одного или нескольких фреймов.
ФРЕЙМ – минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из ко-торого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опо-знаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляет дидактическую единицу.
Таким образом, готовя учебный эпизод и рассматривая его как дидактическую еди-ницу, разработчик должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует дан-ным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление нагляд-ности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не по-нимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсут-ствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.
1. Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации
2. Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть опти-мальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной инфор-мации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.
3. Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Вспомним уроки, где учитель закрывал (переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент. Это было крайне неудобно, отнимало у учителя время, терялся темп урока. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
4. Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минималь-ных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изо-бражения большого экрана проектора. 
5. Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

При подготовке учебного эпизода перед учителем обязательно станет проблема предъявления печатного текста. Необходимо обратить на следующие требования к тек-сту:
 структура;
 объем;
 формат.
Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мы видим своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.
Давно очевидно, что большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком. Напомним определение текста в энциклопедических справочниках как последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением (лат.Textus - соединение…). 
Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им уст-ную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информа-ции. 
Хотя могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или уче-ником дидактически оправдано. Такой прием используется в начальной школе, когда учитель достигает комплексного подхода в обучении, подключая различные каналы восприятия. Совершенствуются навыки чтения, устного счета и т.д.
Дублирование печатного текста обязательно также в любом возрасте при проведении мультимедийных дидактических игр. Этим самым учитель добивается равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.
Занимаясь подготовкой мультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться на проектирвании цветового сценария учебного эпизода. Не следует пренебрегать рекомен-дациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность уча-щихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.
Немаловажное значение имеет и использование на уроке звука. Звук может играть роль 
 шумового эффекта;
 звуковой иллюстрации;
 звукового сопровождения.
В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внима-ния учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности. Наличие мультиме-дийной коллекции Microsoft Office звуковых эффектов отнюдь не означает обязательное их применение. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К примеру, в слу-чае проведения мультимедийной обучающей игры отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения и необходимости предъявления ответа. Очень важно, чтобы ученики были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего возбуждения.
Важную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. К примеру, наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться их рычанием, пением и т.д. Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью. 
Наконец, звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика. В данном случае учителю следует тщательно взве-сить, насколько будет рационально использовать на уроке звуковое сопровождение. Како-ва будет роль учителя в ходе звукового сопровождения? Более приемлемо будет исполь-зование звука как учебного текста в ходе самостоятельной подготовки к уроку. На самом же уроке рекомендуется свести звуковое сопровождение до минимума. 
Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в муль-тимедийном уроке фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и ани-мации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее неболь-шой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного про-цесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию раз-личных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает непод-вижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, кадроплан, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обрат-ной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопро-сов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происхо-дящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников. 
Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепереда-чи. Учитель должен не только, и не столько (!), уверенно владеть компьютером, знать со-держание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, ка-кого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультиме-дийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. 
Автор статьи не претендует на абсолютное освещение поставленной проблемы. Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель - ученик. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат муль-тимедийного урока.


Категория: Статьи | Добавил: trudovik45 (25.06.2009) | Автор: Трудовик45
Просмотров: 2955 | Рейтинг: 5.0/2
Понравилась статья? Расскажи о ней другим!
Похожие статьи
Рекомендуемые учебники и пособия
Внимание Гость
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

Для ссылки:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА[Электронный ресурс] /Сайт учителя технологии "Трудовик 45".– Режим доступа: http://trudovik45.ru//publ/1-1-0-8 (дата обращения: 27.07.2024).
Комментарии
Министерство просвещения РФ, совместно с Общероссийским Проф 

Спасибо Елена за ваш материал. 


Спасибо за такой интересный материал! 

Поиск
КОНКУРС

Друзья сайта




Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.



Официальный сайт Фонда Г.С. Альтшуллера


Энергоэффективные технологии . Блог





center



 

 



Metodichka.org





Книги

Некоторые материалы размещённые на сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на этом сайте, просьба немедленно сообщить об этом  по адресу: trudovik45@yandex.ru
При копировании содержимого сайта  активная ссылка на страницу материала обязательна.

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz