Мелкий бес, заставляющий человека, а чаще всего, ребенка против своей воли говорить гадости, гримасничать, отвратительно хихикать и "доставать" окружающих, знаком, вероятно, каждому. Мало людей, у которых в детстве не было моментов, вспоминать которые до сих пор стыдно и которые невозможно объяснить иначе, чем "бес попутал". Вот об этом противном бесе я и хочу немного поразмышлять. Об этом явлении писали практически все великие педагоги: Корчак и Макаренко, Руссо и Толстой, даже у Лескова в "Очарованном страннике" герой рассказывает, как мелкие бесенята его дразнят и выводят из себя. Пожалуй, стоит привести его толкование таких эпизодов. " …их там, в аду очень много, а дела им при готовых харчах никакого нет, вот они и просятся на землю поучиться смущать, и балуются, и чем человек хочет в своем звании быть солиднее, тем они ему больше досаждают. Подставят, например, вам что-нибудь такое или подсунут, а опрокинешь или расшибешь и кого-нибудь тем смутишь и разгневаешь, а им это первое удовольствие, весело: в ладоши хлопают и бежат к своему старшому: дескать, и мы смутили, дай нам теперь за то грошик. Ведь вот из-за чего бьются… Дети". И вправду, чаще всего такой бес-кривляка довольно безобиден. Вдруг, на уроке кто-то из детей засмеялся, зажимая рот рукой и прыская. Даже не зная причины этого смеха, обязательно найдется один или несколько одноклассников, которые подхватят это веселье и, если учитель недостаточно опытен или раздражен, невинный эпизод перерастает в конфликт и неприятности для обеих сторон. Я много раз, разбираясь с нарушителями дисциплины, слышала от детей совершенно искреннее недоумение: "Сам не понимаю, что на меня нашло. Я не хотел, просто, Ленка засмеялась и я не мог удержаться. А Анна Ивановна начала кричать…" Знакомо, правда? Дети в этом случае не лукавят. С момента "начала кричать.." процесс становиться неуправляемым. Для беса-кривляки эмоциональная реакция учителя становиться такой же провокацией, как для вируса переохлаждение. Начинается локальная эпидемия непослушания, и хорошо, если она ограничивается только одним конкретным уроком. Чаще всего, эта эпидемия отзывается затяжным напряжением в отношениях с Анной Ивановной и усложнением работы остальных учителей, Потому что в школе то, что упущено одним учителем, ложится дополнительной тяжестью на плечи коллег. Не легче, когда бес настигает ребенка дома. Чаще всего это происходит при визите гостей или, наоборот, в гостях. Только что ваше чадо было абсолютно спокойно и адекватно и вдруг - омерзительный тон, чудовищные речи на подзаборном лексиконе, и все это именно в присутствии тех знакомых, которые и так прохладно относятся к вашему ребенку и постоянно удивляются, почему он так плохо воспитан. Самое обидное, что Вы уже много-много раз беседовали со своим ребенком, объясняли ему по всем правилам психологии, как Вам неприятно, что он так Вас позорит, и он клятвенно Вас заверял, что больше не будет, и вот опять, как нарочно… Да, в какой-то степени нарочно. Но абсолютно помимо воли. Видимо, непонимание, бестактность или недоброжелательность взрослого, подавляя волю ребенка, питает этот вирус, и ребенок действительно не может с ним справиться. Для учителя умение правильно предупреждать распространение такой эпидемии - обязательное условие успешной профессиональной работы. Если, проработав три-четыре года он не научился этому, ему нужно позаниматься с психологом или менять профессию, если какие-то неустранимые внутренние причины мешают научиться. Родителям труднее. Чаще всего, они очень заняты, практически у всех детей, независимо от уровня жизни, (проблема поддержания этого уровня отнимает практически все силы и время). Поэтому, без долгих размышлений, принимается самый тривиальный способ отреагировать на поступок ребенка - в очередной раз отругать или наказать, или и то и другое вместе. Я знаю даже случаи, когда ребенка отводили к психиатру и годами кормили таблетками, разрушающими его почки и подавляющими мозг, только потому что ребенок "смеялся не по делу и всех передразнивал". При ближайшем знакомстве выяснилось, что не всех, а именно тех, кто раздражал своей дурацкой опекой, вязкой речью, нелепым внешним видом. Ребенок не мог объяснить, что его провоцирует, и его объявили ненормальным. А ведь если бы родители в спокойную минуту проанализировали, при ком из окружающих ребенок становится таким противным, возможно, просто свели бы к минимуму встречи ребенка с этим взрослым и проблема решилась бы сама собой. Один мой знакомый, который по роду своей деятельности часто сталкивается с таким ребенком, как-то заметил, что когда мальчик передразнивает нормальных взрослых людей с чувством юмора и адекватной самооценкой, эти люди весело смеются и никакого конфликта его передразнивание не вызывает. Так, может быть, все дело не в зеркале, а в том, кто перед зеркалом? Может быть, мы не будем "на зеркало пенять" и попытаемся без обиды и раздражения помогать ребенку справляться с бесом-кривлякой? Возможно, это и нам поможет справиться со своими бесами раздражения и обидчивости. А главное, возможно, наши дети будут со своими детьми мудрее, разумнее и терпимее, чем мы. А это, согласитесь, пусть немножко, но подвинет нашу жизнь к добру.
Некоторые материалы размещённые на сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на этом сайте, просьба немедленно сообщить об этом по адресу: trudovik45@yandex.ru
При копировании содержимого сайта активная ссылка на страницу материала обязательна.