Давно доказано, что кадры решают все. Наиболее ценным кадром для любого образовательного учреждения является педагог, находящийся на стадии профессионализации или профессионального мастерства, так как за 15 - 20 лет работы он научился решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи. За это время педагог обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым. Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели своей квалификации (разряд, категорию, звание) и является неким образцом педагогической культуры и профессионального мастерства для молодых специалистов. Такие кадры надо терпеливо выращивать, беречь и гордиться ими.
Однако в профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, кризисы профессионального развития. После нескольких лет выполнения одной и той же деятельности (на стадиях профессионализации и особенно профессионального мастерства) специалист начинает «не совпадать» с профессией, перерастает нормативно одобряемые способы осуществления профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии.
Необходимы новые перспективы профессионального роста, а если педагог не находит их, то наступает профессиональная стагнация, застой, когда при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами.
Стагнацию можно рассматривать как профессионально обусловленный кризис и как субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии (Сыманюк Э.Э.). Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности. Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации.
На начальных стадиях профессионализации эти периоды кратковременны. На последующих стадиях профессионализации у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго: год и более. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.
Наиболее часто стагнации может способствовать синдром эмоционального выгорания. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющиеся в профессиях социальной сферы. Данные исследований показывают, что выгорание относительно стабильно во времени и этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм), редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.
Наконец, редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Основная идея исследований М. Belter заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Им предлагается шесть сфер такого несоответствия:
1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личностям и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.
2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.
3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.
4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей которых они любят и уважают.
5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.
6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы. Что будет способствовать профессиональной стагнации?
На основе анализа исследований об этапах и кризисах профессионального становления можно предположить, что профессиональной стагнации будут способствовать следующие факторы: синдром «эмоционального сгорания»; профессиональная деятельность осуществляется на условиях совместительства; ощущение, что уровень компетентности педагога выше уровня профессионального развития коллег и администрации; психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья; низкий уровень притязаний и, как следствие, раннее ощущение полной самореализации; получение желаемой должности, категории и приобретение чувства стабильности и спокойствия, что ведет к снижению мотивации деятельности (может, но не хочет); отсутствие перспектив изменения социально-профессионального статуса; отсутствие системы контроля за профессиональным ростом педагогов, особенно находящихся на стадиях профессионализации и профессионального мастерства; отсутствие хороших взаимоотношений с руководством и коллегами; отсутствие системы дифференцированного материального и морального; отсутствие в образовательном учреждении коллективных форм работы в организации педагогического процесса; авторитарный стиль руководства (инициатива не поощряется, нет коллегиальности в принятии решений, цели деятельности и требования к ней задает руководитель); неустроенность бытовых и семейных условий (в этом случае педагог ориентирован на заработок, а не на совершенствование своего педагогического мастерства и качества образовательного процесса); отсутствие возможностей повышения квалификации (стажировки, творческие отпуска, курсы повышения квалификации, командировки для участия к научно-практических конференциях, сотрудничество с НИИ). нахождение смысла жизни в непрофессиональной сфере; отдаленность места работы (дорога занимает много времени и энергии + материальные затраты на проезд); случайные события, неблагоприятные обстоятельства в реализации профессиональных целей.
Перечисленные факторы сложно расположить по степени значимости, все зависит от индивидуальной восприимчивости педагога к воздействиям внешней среды. Можно предположить, чем больше неблагоприятных факторов действует одновременно, тем раньше отпадает стремление к научно-методическому творчеству и самосовершенствованию и появляется желание выполнять только необходимые и достаточные должностные обязанности на основе имеющегося опыта профессиональной деятельности.
В связи с этим возникает необходимость в научно обоснованном комплексе мероприятий, направленных на профилактику профессиональной стагнации педагогов, на развитие их профессиональной мобильности, раскрывающих перед ними новые горизонты самореализации и повышающих их ценность и конкурентоспособность.
Автор: М.Н. Емельянова, кандидат педагогических наук
Что такое профессиональная стагнация педагога?[Электронный ресурс] /Сайт учителя технологии "Трудовик 45".– Режим доступа: http://trudovik45.ru//publ/chto_takoe_professionalnaja_stagnacija_pedagoga/1-1-0-40 (дата обращения: 21.11.2024).
Некоторые материалы размещённые на сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на этом сайте, просьба немедленно сообщить об этом по адресу: trudovik45@yandex.ru
При копировании содержимого сайта активная ссылка на страницу материала обязательна.