Солодовникова О.В. г. Белгород, МОУ – лицей №10
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают пытливость ума, гибкость мышления, память, глубокое видение проблемы, умение разрешать физические и технические противоречия, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Наиболее эффективным в образовательном смысле является метод проектов. Проект должен быть актуален для практической жизни, требующей применения знаний из разных областей наук с целью развития творческого мышления, исследовательских навыков, умения аккумулировать и систематизировать свои знания за период обучения. В соответствии с учебной программой разрабатывается тематика творческих проектов для каждого года обучения учащихся, чтобы дать им возможность подумать над ней самостоятельно с учетом своих способностей и возможностей, а потом воспользоваться советом учителя, имея уже свои представления о темах. Разрабатывая тематику творческих проектов, стремиться, чтобы в неё обязательно входили изделия народных промыслов, работа над которыми может сочетаться с изучением истории и быта народа той местности, где живут учащиеся. Знание истоков народного творчества способствует воспитанию таких качеств как патриотизм, любовь к своему народу.
В тематическом плане по предмету «Технология» для 5-7 класса (девочки) планируется изучение разделов: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технология ведения дома», «Электротехнические работы» и «Строительные, ремонтно-отделочные работы». Рекомендуемые темы творческих проектов:
Раздел «Кулинария»: 1. Русская национальная кухня. 2. Сервировка стола. Скатерть – оберег русского дома. 3. Холодные закуски в старину и сейчас. 4. Русское гостеприимство и хлебосольство. 5. Зерно как символ жизни. 6. Блины, блинчики, оладья. 7. Семейный праздник – Пасха. 8. «По щучьему велению…»(блюда из рыбы). 9. «Готовим сани осенью…» (консервирование). 10. «Хлеб – всему голова» (бутерброды).
Темами творческих проектов в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» могут быть: 1. Домашние сувениры в лоскутной пластике. 2. Грелка на чайник, прихватка. 3. Полотенца «под иконы», рушники. 4. Декоративное панно «Времена года» (аппликация из ткани 5 класс – хлопчатобумажные и льняные ткани, 6 класс – шерсть, шелк, 7 класс - искусственные ткани.) 5. Альбомы: «Ассортимент тканей», «Виды декоративных отделок», «Вяжем разным способом». 6. Вышивка в Белгородской области. 7. Альбомы по истории народных промыслов в Белгородской области. 8. Мягкие игрушки – «бабушкины куклы». 9. Русская вышивка как основа творчества современных мастеров. 10. Словарь моды. 11. Русская душегрея и современность (вязание крючком). 12. «По одежке встречают…» 13. Натуральные волокна в жизни русского человека. 14. Костюмы в русском стиле. 15. Передник в домашнем обиходе. 16. «Понева. Необычность цвета в русском костюме». 17. Натуральные волокна в жизни русского человека. 18. Крестильная сорочка. 19. Рубахи нашего края. 20. Русский сарафан на подиумах мира. 21. Старинная русская одежда.
Темами проектов в разделе «Технология ведения дома» могут быть: 1. «Моя кухня». 2. Фитодизайн. 3. Цветы в русском фольклоре. 4. Мой уютный дом. 5. Оконные убранства. 6. Обувь на Руси. 7. Современная обувь и уход за ней. 8. «Добрый порядок всего домашнего обихода». 9. Цвет в интерьере. 10. «Свет мой зеркальце скажи…» (гигиена жилища).
Рекомендуемые темы творческих проектов в разделе: «Строительные, ремонтно-отделочные работы»: 1. Витраж в дизайне интерьера. 2. Мозаика в оформлении интерьера. 3. Декорирование предметов. 4. Изделия из дерева в интерьере. 5. Роспись в интерьере. 6. Альбом «Строительные специальности». 7. Дом и как его построить. 8. Альбом «Ассортимент бумаги». 9. Бумага и её применение. 10. Искусство витража.
|