Трудовик 45
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 27.07.2024, 04:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Статистика

Сейчас на сайте всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Сайт сегодня посетили
 
Моя кнопка

Счётчики
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Статьи

Парадоксы вокруг и внутри нас или когда живут на свете дураки....
Парадоксы вокруг и внутри нас или   когда живут на свете дураки....

Брагина Л.М 

Опубликовано в сборнике «Учителям о ТРИЗ», вып.6, 2008.

  Уважаемым читателям сборника: учителям, ученикам и их родителям – я предлагаю взглянуть с другой стороны на так называемых «дураков», людей не попадающих под традиционно принятое определение homo sapiens, человека разумного.. Все у них – «не как у людей»: образ мышления своеобразная манера поведения, своя особая система ценностей... Предлагаю подискутировать. Уж очень «охота, пуще нево-ли».

  «Когда мысль наталкивается на барьер, и начинает топтаться на месте, нужен внешний толчок, чтобы выйти на новую линию мышления... надо условно выбрать новые ценности и в зависимости от этого выбора организовать исследование».
  (В.Н.Журавлева «Мы пойдем мимо – и дальше».)

  Один из самых старых и самых надежных источников получения информации – из первоисточников: исторических документов, памятников устного народного творчества, литературных источников. Ответ, конечно же, не лежит на поверхности, а спрятан, завуалирован. А поскольку "умные говорят намеками", то в простых и понятных, на первый взгляд, текстах существует скрытый подтекст. Иногда объяснение причин и следствий определенных событий поражает противоречивостью, почти на грани с безумием но... благодаря своей парадоксальности, это объяснение является единственно верным, и потому - сохранным. 
 "Мы живем в небывалое, удивительное время... Вот уже 70 лет"[9]. Только в ХХ веке, на протяжении одной человеческой жизни, несколько раз была переписана история. 
  «Цветение, зенит, апофеоз –
  Обычно забывают про истоки,
  В которых непременно был навоз,
  Отдавший им живительные соки" 
(И.Губерман) [9].

  Парадокс? Да! Иначе не возможно. Жизнь - строится на парадоксах как на фундаменте, и состоит из них. «Что для русского хорошо – для немца – смерть». Несмотря на свою принадлежность к « homo sapiens», человечество имеет множество различий в культурологическом и физиологическом аспектах, связанных как с географией проживания, так и с системами социальных взаимоотношений, историей развития, вероисповеданием, а, следовательно, и менталитетом. «Плохой хороший человек» становится понятнее и ближе при более детальном ознакомлении с особенностями его культурного наследия, с этикой взаимоотношений. Проблемы, казавшиеся неразрешимыми, уходят сами собой. При всей человеческой одинаковости даже на бытовом уровне украинец любит умничать, русский – придуриваться, а никарагуанец – «любит сало» (анекдот). Попытаемся определить, что считать точкой отсчета формирования менталитета социума, нации? 
   
  Рассмотрим культурологические особенности, характеризующие российский образ мышления. Попытаемся определить истоки «загадочной русской души». 
  В городе Петрозаводске стоит памятник государю императору Петру 1. На постаменте – высечено историческое изречение царя Петра Алексеевича, относящееся к знаменательному 1703 г., времени первых побед молодого Русского флота в ходе Северной войны: «Небываемое бывает. Дураки победили умных.» 

Необычное изречение, малопонятное, юродивое какое-то. А, может, это – ключ?. Заставляет задуматься. 

 Интересно, кто эти «дураки», и чем отличились они в том, знаменательном для русского государства, сражении с превосходящим по силе и вооружению противником?» 

Для проведения расследования, обратимся к историческим документам и литературному наследию: былинам, сказаниям, пословицам и поговоркам русского народа, дабы приподнять завесу таинственности над вышеназванными «дураками».

  « Жил был Царь и было у него три сына: двое умных да работящих, а третий – дурак, на печи лежал и ничего не делал». Так, или примерно так начинается 80% русских сказок. Вот, оказывается, «кому на Руси жить хорошо».
  Воспользовавшись словарем, найдем определение слова «дурак» и попытаемся проследить развитие этого понятия во времени..

В современном словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова [6] – «дурак - глупый человек». Но здесь же, в качестве пословицы «о бесконечных возможностях учиться, узнавать новое...» написано: «Век живи, век учись – дураком умрешь». Если рассматривать пословицу в контексте, то дурак ассоциируется (по смыслу) с ученым, мудрецом. В этом случае поговорка «Ну и дурак же ты!» звучит уже как комплимент. Возникает смысловое противоречие.

Здесь же [6] приведена еще одна пословица: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих». Возникает вопрос, интересно, у кого же учится умный? Опять смысловое противоречие.
Читаем дальше, кто есть дурак (т.е. кого исторически и в разных культурах считали или называли дураками).
 «В старину: придворный или домашний шут», которому (и в Западной Европе также) позволялось многое из того, что категорически запрещено было «умным». 

По определению дурак – человек «с причудами, со странностями» – другой, не такой, как все (не от мира сего).

 Вспомним, что особым уважением на Руси пользовались юродивые, скиталицы, бунтари, вольнодумцы т.е. люди другие, не такие, как все. Порой наши "юродивые ходили с дико распущенными волосами, закрывая лишь среднюю часть тела тряпьем, с железною цепью на шее. Однако смотрели на них, как на пророков, или людей особенной святости: они пользовались свободой и говорили, что им было угодно. Коли юродивый хотел что-то взять из купеческой лавки и отдать эту вещь кому-нибудь другому, то хозяин лавки еще благодарил его и славословил Бога, и долго смотрел вслед святому человеку», – отмечал Герберштейн в ХV1 в. [8]. Таким образом, другим, т.е. «дуракам», позволительно было по статусу: вольнодумство, свобода слова, свобода перемещения. 

 Проанализируем, в чем же заключалось предназначение, главная полезная функция (ГПФ) других людей и почему «дуракам» позволялось ничегонеделание, почему «дуракам закон не писан» (общая трудовая повинность). Условимся в дальнейшем называть таких людей – другими.

  Начнем с «Повести временных лет», написанной еще при Владимире Мономахе. Одним из главных реальных героев выступает крестьянский сын Илья Муромец. Единственный сын своих родителей, по свидетельству очевидцев, тридцать лет и три года лежал на печи (т.е. ничего не делал), но, в трудный для Родины час, встал и разбил всех врагов, став воплощением образа русского богатыря. Единственный ли это персонаж? А если нет, то кто же еще из реальных исторических личностей мог позволить себе роскошь ничегонеделания? 

Исторические документы свидетельствуют, что свободолюбивые и работящие Новго-родцы несколько раз выгоняли из города князя Александра Невского с дружиной, дабы «не кормить зря бездельников» (в мирное время), но в тяжкий для Новгородской республики час, вновь коленопреклоненно просили князя вернуться и отстоять город, его свободу и независимость. Ратники А.Невского были «другими» по сравнению с работным и торговым людом Великого Новгорода, как по образу жизни, так и по главной полезной функции (ГПФ) своего пребывания в городе.

 Обратимся к устному народному творчеству. Герой русской сказки «По щучьему веле-нию» Емельян, ухитрился не только весь день лежать на печи, но и съездить на ней к царю на прием, чем снискал особую симпатию царевны и излечил ее от депрессии. Емельян сумел организовать (с поддержкой Щуки, дарованной ему за добросердечие) работу так, что идеального конечного результата (ИКР) можно было достичь без участия человека (вытеснение человека из технической системы, с исполнительского уровня): «А ну-ка сани, ступайте сами» и др. Таким образом, Емеля осуществлял лишь функцию управления, в полном соответствии с Законами развития технических систем [2].

  Чем же еще занимались другие люди помимо ГПФ: ничегонеделания (в рациональном понимании) в мирное время и одной из ДФ (дополнительных функций) - участия в сражениях в трудный для Родины час? Какие еще функции они выполняли, и каково было отношение к ним со стороны соплеменников? 

Интересно, что по выражению Л.Н.Толстого, участь Наполеоновских войск решила "дубина народной войны, т.е. развитое партизанское движение. Дубина - простонародное – «балда». Балда также употребляется в значении молот, кувалда, а еще - тупой человек, обалдуй, дурак. А.С.Пушкин в "Сказке о попе и работнике его балде", поэтически рисует образ обалдуя-работника, не слишком дорогого: "Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу". 
  Балда, он и есть балда..., глупый неотмирский человек." За усердье и проворье" – что за плата три щелка? А ведь так и в жизни. За героизм, честь, любовь к царю и отечеству, проявленные в годы Отечественной войны 1812 года на фронтах и в партизанских лесах – снова крепостное право (для героев-победителей), а за желание высказать свою точку зрения – картечь. (Расстрел участников декабрьского противостояния 1825г.) Уж лучше ничего не делать, на печи лежать... Инакомыслие всегда было опасным для жизни. Но… «от третьего щелка вышибло ум у старика (жадного попа)», и дубинушка могла "ух-нуть", и тогда… приходило время русскому бунту, «бессмысленному и беспощадному".

  Зададимся вопросом, есть ли некий критерий для распознавания других людей, некоторые физические особенности «другой» личности: внешние данные, поведенческие признаки, особенности функционирования организма?

  Проанализируем литературные источники, содержащие сведения об уникальных (т.е. других) людях. Например, в «Уральских сказах» Бажова представлена целая плеяда людей талантливых – «самородков», отличающихся нерациональностью, неотмирскостью, но составляющих славу и гордость России. Чем же они занимались, и в чем прославились?

Например, Данила-мастер из повести «Каменный Цветок», – вазу сломал, от денег отказался, семью обрек на нищенское существование. С житейской точки зрения – дурной, другой (не рациональный) человек. Даже слишком другой. Ведь даже великий Пушкин А.С. замечал: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»... Почему же Данилу величает народ с большой буквы Мастером? Наверное, потому, что он, Данила-мастер сделал невозможное: услышал гармонию камня, его музыку, получил вдохновенье от самой Медной Горы Хозяйки. 

  Персонаж одноименного произведения Лескова, Мастер Левша в пику техничным англичанам, с товарищами блоху подковал и подковы подписал (делать ему больше нечего!). Налицо нестандартная манера поведения, противоречащая здравому смыслу, но показывающая превосходство русских мастеров.
  В поисках примеров нестандартной манеры поведения, обратимся к пословицам и поговоркам русского народа [4]: «Закусил удила», «Ради красного словца не пожалеет и отца», «Правду-матку режет», "Не в мать, не в отца, а в проезжего молодца" и др. 
О чем здесь речь? О сыновней неблагодарности, склонности к хулиганским поступкам? Об отсутствии элементарных понятий в «политесе» – искусстве общения? 

Отнюдь. В этих поговорках сквозит скорее чувство восхищения «краснобаем», одобрение его, а не осуждение. Любовь к «красному» (красивому, меткому, правдивому) слову ассоциируется в народном восприятии со свободомыслием, своеобразным нигилизмом, отрицанием устоявшихся традиций. Приоритет здесь – за новаторством, революционным мышлением и поведением..

  Закономерна любовь простого народа к юродивым, сказителям, баянистам (от слова «баян» – певец), которые воспринимаются им как выразители чаяния (ожидания, желания) и образа мышления русского народа, поэтому пословицы: «с милым рай в шалаше, а с немилым и каменные палаты неволя», «не имей сто рублей, а имей сто друзей» отражают образ мыслей и образ жизни русского человека. Наоборот, поговорки типа: «Держать на золотой цепи», «Удерживать птичку в золотой клетке», несмотря на наличие такого мощного признака благосостояния, как золото, воспринимаются в сознании народа как аллегория несвободы, беды, унижения. Например, Христа ради юродивые, умалявшие себя внешне, попранием человеческого разума, облика «нормального» человека, вырастали внутренне, обретая прозрение духовных очей, дар прозорливости и чудес; и наградой им служило уважение и почитание в народе. 

 Известно, что в 1521 году по молитве Василия блаженного перед Владимирской иконой Божьей Матери Москва, а с ней и вся Россия – были спасены от нашествия крымского хана Махмет-Гирея. Хан устрашился видением множества воинов и отступил за пределы Руси [8]. В своем подвиге юродивые нередко не только врачевали нравственные недуги, но и обличали власть имущих, не страшась их гнева. Отношение к ним со стороны властных структур отличалось необыкновенным уважением. Один из самых суровых царей Иоанн 1V Васильевич, нес тело усопшего Василия блаженного на руках для погребения в церкви. Мощи святого до настоящего времени почивают в Московском соборе Покрова Богородицы, который обычно называют храмом Василия Блаженного – юродивого не от мира сего.

  Рассмотрим, в чем же отличие «другого», или «дурацкого», стиля мышления от традиционно-практичного, рационального, сугубо материального образа мыслей и уклада жизни?
В чем же особенности другого подхода к решению проблем?
«Дурацкое дело не хитрое» – говорит народ. «Премудрость в простоте» – подтверждает философ Сократ. Из истории известно, что Сократ выигрывал многие философские диспуты, предлагая своим оппонентам говорить на простом языке и… все казуистические построения оппонентов превращались в ничто, в пыль.
«На всякого мудреца довольно простоты». 
В тексте поговорки ясно вырисовывается алгоритм поиска решения – от сложного к простому: 
– необходимо выбрать конкретную задачу из множества (формирование административного противоречия) 
– выявить суть проблемной ситуации, 

– сформулировать техническое противоречие. 

Непосредственное решение задачи в виде – идеального конечного решения (ИКР).Соответственно и исполнение – сугубо оригинальное, почти непредсказуемое в пределах обычных логических построений. Традиционно принято считать, что «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». В контексте сказанного, как же охарактеризовать исторический факт перехода русской армии под началом Суворова А.В. через Альпы, расцениваемый как подвиг? В проведенной блестяще военной операции по переходу русской армии через Альпы, в полной мере раскрылся гений полководца и мужество русских солдат (кстати, не имевших альпинистских навыков и совершавших восхождение впервые в жизни).

 «Один в поле не воин» – утверждает в поговорке народная мудрость. А как можно на-звать тот исторический бой 1703 г. Между Петровскими шлюпками с фрегатами Карла 1? Русские шлюпки, вопреки здравому смыслу, логике, тактике ведения военной кампании захватили в бою корабли шведов.  

 Вернемся к вопросу о критериях, позволяющих определить других людей, по степени их оригинальности, непохожести, то есть по внешним отличительным признакам.

  «Ты дурак и уши у тебя холодные» – гласит пословица. Таким образом, одним из физических свойств «другого» человека можно назвать холодные уши. Соответственно, попытаемся разыскать людей, обладающих такими физическими особенностями. А если вдобавок учесть, что «дурная голова ногам покоя не дает», то ноги, соответственно, должны быть значительно теплее головы. Вновь обратимся к устному народному творчеству.

«Держи голову в холоде, а ноги в тепле» – поговорка наставление юношеству. Если перевести с русского-на-русский: – будь дураком.

Например, читаем у детского писателя Н. Носова в повести «Витя Малеев в школе и дома»: «После школы буду играть полтора часа в футбол (см. разогревать ноги), а потом на свежую голову (холодную) буду делать уроки». Здесь в контексте: необходимое условие повышения производительности труда – разница температур отдельных частей тела. 

«У чекиста (т.е. сотрудника ЧК) должны быть чистые руки, горячее сердце и холодная голова» (заповедь-требование Ф.Э.Дзержинского к работникам чрезвычайной комиссии). 
Возникает противоречивая ситуация, которая легко разрешается, как только мы произнесем фразу литературного героя Старика Хоттабыча: «Ну и Дурак (т.е. мудрец) же ты Волька!» По сюжету пионер Волька, не желая обидеть пожилого джина, сорвавшимся в сердцах словом, пояснил своему древнему другу, что «дурак – это мудрец». Хоттабычу понравилось новое слово, и он стал употреблять его как высшую степень похвалы. Может, прав он, а не Волька?

 Попробуем составить максимально полный портрет типичного «другого человека».

«Круглый дурак» – наиболее часто встречающееся определение для индивидуума с ярко выраженными отличительными свойствами. Почему именно круглый, а не треугольный, квадратный или трапециевидный? Что несет в себе эта символика?
Круг в язычестве – символ солнца. "Ярило, славянское божество, олицетворение сияющего весеннего солнца" [10]. Это – основа мироздания, мировой гармонии. Следовательно, круглый дурак – гармоничный человек?.. \7\.

 Быть может, образ «другого человека» и есть воплощение столь загадочной для западного менталитета российской души? А «косить под-дурака» всего лишь национальная традиция ухода от нежелательного разговора, работы, способа жизнеустройства. Ведь «дуракам – закон не писан», значит, можно и не подчиняться.

Отсюда и поговорки-наставления молодому бойцу: 

– «держись подальше от начальства и поближе к кухне»; 
– «не спеши исполнять приказ, может быть, его отменят».
Одним словом, «поспешай, не торопясь».

 Русский язык очень насыщен метафорами (М. –образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому). Большое значение придается не столько правильному и образному построению фразы, сколько ее подтексту. Например:

«Спешу и падаю» – не тороплюсь, подожди еще;
«Ты меня убил» – твое сообщение весьма интересно;
«Хочешь, я убью соседей, что мешают спать» – не обращай внимания;
«Умыть руки» – снять с себя ответственность;
«Уж больно ты умный, как я погляжу» – глупее не встречал.

 Интересно, какая роль отводится в фольклоре «умным» и мудрствующим. Как ни странно, но в русском языке слово умный, умник гораздо чаще встречается в негативном смысле. 

«Умник – человек самоуверенный, который умничает, старается показать свой ум, муд-рит» (усложняет проблему) [6]. Иногда не просто мудрит, а «мудрствует лукаво», т.е. строит козни, пытается обмануть. Интересен с этой точки зрения финал "Сказки о попе и работнике его балде" А.С.Пушкина: "С первого щелка, прыгнул поп до потолка; со второго щелка лишился поп языка, с третьего щелка вышибло ум у старика. А Балда приговаривал с укоризной: "Не гонялся бы ты, поп за дешевизной". Не удивительно, "на всякого мудреца довольно простоты". 

 Возвращаясь к Петровской фразе: «Небываемое бывает: дураки победили умных», переводим: – как люди с другим, оригинальным складом мышления, грамотно используя системные и надсистемные ресурсы, победили превосходящего их по численности и вооружению противника, который и всерьез-то их не принимал (умничал).

  Таким образом, выявление особенностей российского образа мышления, важно для понимания русского менталитета и способствует благоприятному разрешению противоречий в контексте культурологических, этических и духовных ценностей личности.

 В русском национальном характере большое значение придается таким понятиям как свобода, взаимовыручка, верность, любовь к красному словцу, что отражает приоритет духовного начала. Особое значение придается элементам игры, интересу ко всему необычному, загадочному. Одновременно с этим, можно наблюдать мощную опору на ненадежные: «авось, небось и как-нибудь». Подобные противоречивые особенности могут быть совершенно непонятны и неприемлемы в другой культурологической среде. Например:

«Сам погибай, а товарища выручай» (поговорка);
«На миру и смерть красна» (поговорка);
«На Бога надейся, а сам не плошай» (поговорка);
«Сначала ввяжемся в драку, а там посмотрим» (поговорка).

 Для россиян подобные словесные формулировки [4] являются отображением, как их образа мыслей, так и образа действий. Отступление от означенных норм коммуникации несет личности презрение людей и отчуждение от общества. 

  В самобытности российской культуры залог выживания нации, ее историческая роль ратоборца, вольнодумца, освободителя и просветителя. Не случайно, князь Александр Невский, защитник Земли Русской, предпочитал лучше заплатить дань татарам, обезопасив тем самым Российские земли от притязаний Орды, чем попасть в кабалу к иезуитам. 
  Мало что изменилось в человеке сейчас, несмотря на научно-техническую революцию. Что нужно более всего современному человеку? Сохранить мир в душе. Если рассматривать с этой точки зрения личностные ценности человека, то надсистемной будет этика – "важнейшая из наук", как считали ученые эпохи Возрождения. 
А чувство юмора является для россиянина необходимейшим и приоритетным, и потому спасительным, способствует выживанию индивидуума и сохранению российского менталитета. "Смеется тот, кому уже нечего терять", но "хорошо смеется тот, кто смеется последним".  
Думаю, что системе Российской ментальности образ Иванушки-дурачка можно считать культовым. Народ представляет своего героя не «кимвалом бряцающим», но добрым сердцем, чистым помыслами (не отмирским). Иван-дурак (дурак ли?) побеждает грубую силу «смекалкой и сноровкой». В образе главного персонажа русских народных сказок, ясно прослеживается приоритет духовного над физическим: мысли – над словом, но и…слова – над делом.

«Побеждают не самые сильные, но самые влюбленные» – утверждает создатель ТРИЗ, подтверждает народная мудрость, констатируют исторические факты. Может быть, пора при-слушаться к народному архетипу, перестать быть «Иванами, не помнящими родства».  

Литература
1. Альтшулер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В.,Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Кишинев: «Катря молдовеняскэ»,1989.
2. Альтшулер Г.С. Найти идею. Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
3. Аверченко А., Яковлева А.,Дымов О. Всеобщая история, обработанная «Сатириконом», С-Петербург. 1912.
4. Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. М: Эсмо. 2005
5. Зиновкина М.М. Инженерное мышление. М.МГИУ 1996.
6. Ожегов С.И. Шведов.Н.Ю. Толковый словарь русского народа. М. 1997.
7.Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды. М.: «Книга принтшоп», 1990.
8. Светильники духовного разума. Православный календарь 2005 г., о.Сахалин: Издательство «Южно-Сахалинск».  
9.Губерман.И. Гарики на каждый день. М.: МП "Эмиа", 1992
10. Брокгауз Э. Ефрон И. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Эсмо, 2005


Комментарий
Согласитесь, симпатичен нам этот «другой» человек. Возможно, это следствие дошкольного воспитания через сказочного героя Иванушку-дурачка. Но может быть, это связано с нашей принадлежностью к «исповедникам» ТРИЗ. ТРИЗ воспитывает любовь к нестандартным решениям и необычным логическим поворотам. Суворов, упоминаемый в статье, часто поступал алогично с позиции нормального человека. Например, в упоминаемом случае: полез с неподготовленной к скалолазанью армией в гору. Злые языки сейчас судят об этом и так, и сяк, говорят, погибло в этом переходе много солдат. Да, много погибло, но могли погибнуть все. Суворов спас армию, действуя против классических правил военного дела и логики.
Можно отнестись с юмором к утверждению, что круглый дурак гармоничен. Гармония предполагает сбалансированность множества противоречий, а ИКР примиряет только одну пару противоречивых требований. ИКР – часть идеальности. Если все противоречия вокруг объекта разрешены, возможно, получается «круглая идеальность». Общность между «круглой идеальностью» и «круглым дураком» чисто геометрическая с налётом эмоциональности.
Как шутку статью Л.М.Брагиной хочется принять. Но как быть с парадоксальным утвер-ждением: «В каждой шутке есть доля шутки»? Всё остальное вокруг шутки уже не шутка?



Источник: http://valtriz.narod.ru/stati.htm
Категория: Статьи | Добавил: trudovik45 (02.11.2010) | Автор: Брагина Л.М
Просмотров: 2161 | Рейтинг: 0.0/0
Понравилась статья? Расскажи о ней другим!
Похожие статьи
Рекомендуемые учебники и пособия
Внимание Гость
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

Для ссылки:

Парадоксы вокруг и внутри нас или когда живут на свете дураки....[Электронный ресурс] /Сайт учителя технологии "Трудовик 45".– Режим доступа: http://trudovik45.ru//publ/paradoksy_vokrug_i_vnutri_nas_ili_kogda_zhivut_na_svete_duraki/1-1-0-55 (дата обращения: 27.07.2024).
Комментарии
Министерство просвещения РФ, совместно с Общероссийским Проф 

Спасибо Елена за ваш материал. 


Спасибо за такой интересный материал! 

Поиск
КОНКУРС

Друзья сайта




Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.



Официальный сайт Фонда Г.С. Альтшуллера


Энергоэффективные технологии . Блог





center



 

 



Metodichka.org





Книги

Некоторые материалы размещённые на сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на этом сайте, просьба немедленно сообщить об этом  по адресу: trudovik45@yandex.ru
При копировании содержимого сайта  активная ссылка на страницу материала обязательна.

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz