1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в
ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести
разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и
искреннюю заинтересованность.
2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо
попытаться понять, с чем это связанно.
3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних
каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не
отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь
выяснить, на чем основан его выбор.
5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо
помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и
что необходимо успеть.
6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на
случай неудачи на выбранном пути.
Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере
врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к
поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей
меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные
сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать
серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться,
лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.
Вместе, но не вместо
Главное для родителей -
отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе
не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16
лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того,
значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения.
За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все
было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И
растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком
архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж
рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш
повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он
об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него
ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение,
что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не
сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную
обязанность.
Но, разумеется, действенная
профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена
доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого
вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо
восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом
заниматься планированием будущего.
7 шагов к решению
Итак, задача родителей - не
навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как
это сделать?
ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений.
Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и
социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким
требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте
максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы,
характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и
т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий,
кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте
требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если
нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего.
Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ
профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает
школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной
системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы
выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт
подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а
подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что
собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно
ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например
заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в
компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом.
А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя
- выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет:
рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она
накладывает.
К профориентационной работе
можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать
ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит
попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу.
Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько
его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.
ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с
ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных
специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники,
профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях
ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не
догадывались его родители!).
ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться
только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно
скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее
непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия,
предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.
Например, в Московском городском дворце детского творчества на Воробьевых горах
работают учебные группы актеров, астрономов, автомехаников, предпринимателей,
продюсеров, кинооператоров, десантников и много-много других, общим числом
более 1 200!
(Обратите внимание: занятия в
большинстве из них бесплатные.) Другой интересный вариант - школы юных при МГУ
(юного химика, физика, психолога, переводчика, журналиста, геолога и т. д.).
Задача таких школ не столько в подготовке к поступлению в вуз, сколько в
приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности
«изнутри». Занятия в некоторых из таких школ также бесплатные.
ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное
тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире
существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные
качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек
скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой
- соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную
логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно
излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и
организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов
(например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru),
которые позволяют «нащупать» профессиональные интересы, личностные особенности,
способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако
надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на
вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку
разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности,
а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы
однозначно верными.
ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить
ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте
таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно
здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как
в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».
ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о
будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам
подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно
поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся
реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка
напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься,
если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему
применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать
футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось
уйти. Теперь он думает, кем быть».
Ошибка - тоже опыт
Выбор профессии - дело, без
сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу
необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их
нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность
всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет
никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю
жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется.
Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через
десять.
Не исключено, что
специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются,
совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается
возможность что-то переиграть или начать заново.