Алевтина Ивановна Копысова, к.п.н., зам. директора по УВР МОУ СОШ с УИОП № 74 г. Кирова, e-mail: school-k74@mail.ru
Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно.
Р. Киплинг
Главная задача российской образовательной политики, определённая «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года» - это обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Решая данную задачу, общеобразовательные учреждения сталкиваются с определенными проблемами, которые обусловлены, в частности, множеством интерпретаций термина «качество образования» в научной литературе (В.А. Болотов, В.И. Зверева, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург). В последнее время школы все чаще рассматриваются как производители образовательных услуг и актуальной становится производственная трактовка качества. При этом круг «потребителей» образовательных услуг, которые предъявляют свои требования, необычайно широк. К ним В.П. Панасюк относит педагогов, обучающихся, их родителей, высшие учебные заведения, общество в целом. Каждый из них качество образования воспринимает по-своему, вкладывает в него свой смысл, свое значение. Мы согласны с определением В.И. Зверевой, которая декларирует качество образования как «нормативный уровень, которому должна соответствовать «продукция» отрасли образования». Национальными нормами качества образования в России являются государственные образовательные стандарты, в которых изложены требования к минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускников. Современные исследователи (Э.Б. Кайнова, Н.В. Носова) разработали критериальную модель оценки качества образования, которая включает следующие показатели: качество обучения, сформированность общеучебных умений и навыков, ценностные ориентации, социализированность учащихся.
Ученые (В.П. Панасюк) считают, что качество образования напрямую связано с мастерством учителя, с его технологической компетентностью. Ведущим направлением деятельности педагогического коллектива школы № 74 г. Кирова по повышению качества образования стало использование современных педагогических технологий. Образовательный ресурс педагогических технологий очень высок. Они активизируют процесс обучения, стимулируют познавательный интерес учащихся, обновляют методический инструментарий педагогов, позволяют применять мультимедийные и технические средства обучения, помогают организовать самостоятельную работу, при точном проектировании и соблюдении алгоритма гарантируют успех педагогических действий. «Технологии включают человека в диалог с самим собой, провоцируют выбор. Они основаны на интересе, на открытиях, на импровизации» (Е.О. Галицких). Неумение пользоваться комплексом эффективных педагогических технологий, по мнению Г.А. Русских, препятствует переходу педагогов в модель развития, их успешному профессионально-личностному росту. Чтобы эффективно применять на практике современные педагогические технологии, учитель должен быть мотивирован на непрерывное образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира, иметь определённые личностные качества: волю, ответственность, потребность в саморазвитии, готовность к самоанализу и рефлексии.
В настоящее время педагоги нашей школы успешно применяют в образовательном процессе технологии: проблемного обучения; проектной деятельности, чтения и письма для развития критического мышления, педагогических мастерских, дебатов, информационно-коммуникационные и другие. Одними из первых в России, с 1996 года, под руководством доктора педагогических наук, профессора Е.О. Галицких, учителя нашей школы начали применять технологию педагогических мастерских. Педагогами-экспериментаторами стали Ребякова Н.А., Каткова Г.Н., Леонтьева Т.И., Копысова А.И., Огаркова Р.В. Учителя осваивали новые термины: «индуктор», «афиширование», «рефлексия», учились проживать мастерскую: вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться. Вместе с педагогами постигали мастерскую и ученики. Выпускники признаются, что отработанные на уроках приёмы технологии мастерских неоднократно помогали им на экзаменах в институте «вспомнить даже то, что никогда не знали». В технологии педагогических мастерских заложен огромный простор для творчества, поэтому учителя её активно применяют не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Особенно востребованной в обществоведческом образовании в настоящее время является технология Чтения и письма для развития критического мышления. Это обусловлено следующими причинами: развитием массовых коммуникаций и манипулятивных технологий; возникновением новых интерпретаций прошлого в связи с открытием новых источников или переосмыслением старых; использованием исторических фактов в рекламе и современных художественных фильмах; освоением информационных «джунглей» Интернета. Технология дебатов позволяет формировать умения самостоятельной работы с литературой, умения рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственную точку зрения, с учетом того, что и противоположная тоже имеет право на существование. Дебаты исключают лишние эмоции, опасные своей неуправляемостью, стихийность и спонтанность хода обсуждения.
В результате применения современных педагогических технологий возросло качество обучения, познавательный интерес, социальная активность, количество социально-значимых проектов. Мониторинг выявил положительную динамику формирования информационных, коммуникативных, рефлексивных умений.
Источник: http://conf.cpkro.kirov.ru/load/razvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vospitannikov/razvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vosp |