Введение
Диагностика готовности старших подростков к профессиональному выбору на первый взгляд никому особенно не интересна: сами школьники хотят узнать не о готовности к выбору, а о конкретной профессии, которую им следует выбрать в соответствии с их способностями и талантами. Многие подростки при этом считают, что нужно просто учиться в том Вузе, в который им удастся поступить, чтобы получить высшее образование, а остальное не имеет значения. Родителям зачастую нужно от ребёнка лишь согласие работать по той профессии, которую они для него выбрали, поскольку именно в этой профессиональной сфере они могут помочь его карьерному росту. Школу, в основном интересует, какие результаты получат её питомцы на Едином государственном экзамене (ЕГЭ), в состав которого профессиональная ориентация не входит.
Ситуация осложняется ещё и тем, что и общество ничего не может подсказать юному поколению: сегодняшним школьникам приходится делать свой профессиональный выбор в условиях, когда ещё не ясны перспективы дальнейшего развития страны и общества, не сформирована система общественных ценностей и приоритетов. Множество профессий и специальностей, отсутствие необходимых знаний о содержании труда в мире профессий, трудности оценки каждым человеком своих личных качеств и сопоставление их с требованиями профессий к человеку делают задачу правильного выбора профессии, разумного построения своего трудового пути для подавляющего большинства практически непосильной, а многообразие и неопределённость возможных исходов профессионального выбора приводят к тому, что многие и не стремятся сделать свои личные профессиональные планы достаточно обоснованными. Хорошо известны последствия этого – отсутствие интереса к труду, смена профессии, утрата веры в свои силы.
Таким образом, проблема профессиональной ориентации в современном обществе приобретает очень большое значение. Вышеизложенное обусловило выбор темы моей работы: «Выявление профессиональных наклонностей учащихся путём реализации личностно-ориентированного подхода». Цель исследования заключалась в выявлении профессиональных наклонностей обучающихся с помощью личностно-ориентированного подхода.
Объектом исследования служила теория и практика профессиональной ориентации старшеклассников в образовательном учреждении.
Предметом исследования являлся процесс обучения учащихся старших классов. В процессе исследования использовались следующие методы: 1. Теоретические: изучение и анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и конкретизация. 2. Эмпирические: тестирование, наблюдение, изучение педагогической документации, беседа, консультирование. Для решения обозначенной проблемы были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ педагогической, методической литературы по проблеме профессиональной ориентации школьников.
2. Провести теоретический анализ педагогической, методической литературы по проблеме личностно-ориентированного подхода в обучении.
3. Провести тестирование обучающихся на определение конкретных наклонностей.
4. Дать советы и рекомендации родителям.
|