ПРОЕКТ
Мы, участники Первого Всероссийского Санкт-Петербургского Педагогического Форума, состоявшегося 28 июля 2009 г. в Санкт-Петербурге и собравшего 167 работников образовательных учреждений из 62 регионов Российской Федерации, рассмотрели в ходе пленарного заседания и круглых столов в тематических секциях повестку дня Форума и выработали данную резолюцию.
Мы считаем, что в настоящее время российское образование находится в крайне тяжелом положении, которое обусловлено не мировыми финансовыми потрясениями, а неразумной и недальновидной политикой, реализуемой Министерством образования и науки Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия. Как явствует из официальных документов Минобрнауки и действий его официальных лиц, основополагающие системные решения, которые принимаются в области управления образованием в России, сегодня направлены, в первую очередь, на «оптимизацию» расходов государства на образование и перевод этой сферы жизни на модель экономического управления. Предполагается, видимо, что система образования должна стать своеобразным «заводом» по штамповке кадров для нужд «Новой России». Мы категорически против такой политики, поскольку она уже приводит к необратимым и губительным для системы образования и России в целом, последствиям. Мы, работники образовательных учреждений разных регионов России, свидетельствуем, что реализуемая «экономическая» модель управления образованием приводит к фактическому сокращению гарантий доступности бесплатного образования для граждан, что прямо нарушает Конституцию России. Реализуемая сегодня Министерством образования и науки политика приводит к существенному сокращению числа средних учебных заведений в малых городах и на селе, практически полному сокращению штата «неучебных» специалистов (психологов, социальных работников, воспитателей) в школах, повышению учебной нагрузки на учителя и ребенка и, как следствие — снижению времени на подготовку к урокам и дополнительного времени для работы с отстающими учащимися. Экономический подход к планированию и организации работы учебных заведений приводит к сокращению «некомплектных» классов, порождая классы — монстры, в которых невозможно организовать качественное обучение в принципе. И это - далеко не полный список «достижений», связанных с реализацией «нового экономического мышления», демонстрируемого Министерством образования и науки. При этом финансовая политика, реализуемая руководством образования в отношении учреждений образования и работников системы, заставляет руководителя образовательного учреждения экономить буквально на всем (сокращая «непрофильных» специалистов и отказываясь от плановых ремонтов в ущерб здоровью детей), а учителя зставляет работать в режиме 2-х и более ставок, что бы обеспечить себе минимально необходимый уровень зарплаты. Цифры, приводимые в отчетах управлений образования говорят о статистическом повышении уровня оплаты учительского труда. Но чиновники от образования стеснительно умалчивают в своих отчетах фактические данные о том, что для получения «высокой» зарплаты в 10 — 12 тысяч рублей, заслуженный учитель с 20-летним стажем отрабатывает не менее 2-х ставок, работая с 8 утра до 9 вечера 5 — 6 дней в неделю. Мы заявляем ответственно: в таких условиях финансирования системы образования говорить о качественном обучении школьников не возможно. Второй, не менее пагубной для российского образования, стратегической ошибкой мы считаем попытку перенесения на реалии российской традиционной системы воспитания и обучения, отдельно взятых моделей образовательных технологий, принятых на Западе. В частности, речь идет о тотальном переходе на систему Единого государственного экзамена (в том виде, каком он реализован сейчас) и связанных с ним технологий оценки качества обучения, а так же отдельные попытки реализации «инновационных» учебно-методических подходов. Бесконечная череда «экспериментов», захлестнувшая систему образования России в последнее время, привела к почти полному развалу выстраивавшейся десятилетиями системы просвещения. Мы практически полностью утратили воспитательный элемент в работе школы и перешли на «штамповку» учеников, способных ответить на вопросы теста, созданного неизвестно кем и для чего. Распределение учебной нагрузки по ряду предметов не дает учащимся возможности осваивать программу в должном объеме в отведенное учебное время и нам ничего не остается, как «научать» ученика правильно отвечать на вопросы ЕГЭ. Погоня за «баллами» в Сертификате ЕГЭ и фактический отказ от Аттестата ЗРЕЛОСТИ делает из наших выпускников людей с пустыми от реальных знаний головами. Отсутствие контроля за учебным планированием на региональном и местном уровне приводит к дисбалансу уровня знаний учеников в разных регионах России. То возникающие, то исключающиеся из программы «новаторские» предметы вносят сумятицу в учебный процесс. Учебники и пособия, получающие гриф «рекомендовано Министерством образования и науки РФ» слишком часто не выдерживают критики со стороны практикующих педагогов и родителей. Отдельно стоит отметить решение, принятое руководством страны без общественного обсуждения с родителями и какого-либо публичного обсуждения с профессиональным учительским сообществом, но напрямую касающегося нас — внедрения в основную учебную программу религиозного обучения. Мы считаем это не только антиконституционным деянием с формальной точки зрения, но и недальновидным шагом, который не приведет к повышению нравственности, ради чего это делается, судя по заявлениям руководства. Список проблем, с которыми столкнулась сегодня Российское образование, можно продолжать и далее. Однако мы, будучи профессиональными педагогами и гражданами, обеспокоенными будущим своей страны, видим своей обязанностью не только донести до общественности свое мнение, но и предложить пути решения наиболее острых и существенных проблем из вышеперечисленных.
Мы, участники Первого Всероссийского Педагогического Форума предлагаем:
1. Разработать и вынести на общественное обсуждение Стратегию Развития системы образования России на период до 2025 года, в которой определить основу для формирования образовательных стандартов - образ выпускника российской школы, способного конкурировать по уровню знаний с выпускниками учебных заведений передовых мировых держав. 2. Отказаться от идеологии «экономической целесообразности» в образовательной политики Российской Федерации и обеспечить гражданам Конституционные гарантии доступности образования на всей территории России путем реализации соответствующей Национальной программы «Доступное и качественное образование» 3. Отказаться от практики реализации отдельных, не связанных единой государственной стратегией, программ и мероприятий в области образования — как на федеральном, так и на региональном уровне. России, если она не желает превратиться в придаток высокоразвитых соседей, не нужно бесконечное латание отдельных дыр на дороге, ведущей в никуда. 4. Пересмотреть ВСЕ текущие реализуемые и планируемые к реализации проекты в области образования с позиций профессиональной оценки педагогического сообщества. С этой целью мы предлагаем организовать прозрачную и публичную процедуру независимой профессиональной экспертизы всех стратегически существенных проектов и законотворческих инициатив, в том числе: ◦ учебных программ, в т.ч., входящих в «региональный» компонент ◦ учебников и методической литературы ◦ проектов изменений в действующее Законодательство, регулирующих область образования 5. Пересмотреть положения Закона РФ, вводящего в действие Единый Государственный Экзамен, и связанных с ним регламентных документов с целями внесения следующих изменений в процедуру ЕГЭ: ◦ отказаться от единственной возможной формы сдачи выпускного экзамена, введя практику применения ЕГЭ как экзамена по выбору ◦ ввести процедуру строгого контроля за содержимым вопросных баз ЕГЭ на предмет их соответствия содержимому рекомендованных к применению учебных программ и выпускаемой учебно-методической литературы ◦ отказаться от практики понижения итогового балла при апелляции, и отказаться от практики «привязки» выдачи аттестатов к результатам ЕГЭ; ◦ ввести строгие требования по срокам публикации демонстрационных версий ЕГЭ: они должны быть опубликованы не позднее 1 октября в учебном году, к которому они относятся. Публикуемые демонстрационные версии КИМов должны соответствовать требованиям текущего учебного года; ввести нормы ответственности для должностных лиц, отвечающих за несвоевременную публикацию демонстрационных версий КИМов и их несоответствие учебным программам. ◦ привести регламенты проведения ЕГЭ к санитарным нормам в отношении времени, отводимому на работу учащихся в классе 6. Внести изменения в законодательные акты федерального и регионального уровня, определяющие порядок финансирования учреждений образования, в частности: ◦ Установить единую для всех субъектов Российской Федерации минимальную ставку оплаты труда преподавательского состава, не ниже прожиточного минимума в среднем по стране и не зависящую от численного наполнения класса; ◦ Отказаться от «подушевого финансирования» в отношении финансового обеспечения нужд образовательных учреждений, связанных с их хозяйственной деятельностью, и установить нормы финансирования образовательных учреждений, связанные с типом учреждения и наличием на его балансе фактического имущества, зданий, сооружений и земельных участков; ◦ Предусмотреть в Бюджете Российской Федерации следующих периодов дополнительные субвенции регионам на поддержку сельской и малокомплектной школы, а так же на поддержку молодых учителей. 7. Организовать процедуру и ввести в действие на уровне законодательства механизмы профессионального контроля и экспертизы в области государственного регулирования деятельности средств массовой информации. Целью этой инициативы должно стать действенное влияние общественности и профессионального образовательного сообщества на СМИ для исключения дисбаланса в действиях государства и СМИ в части формирования нравственного и культурного гражданского общества в России.
Мы, участники Первого Всероссийского Педагогического Форума, призываем всех неравнодушных к судьбе российского образования граждан, политиков, представителей СМИ и участников профессионального педагогического сообщества к обсуждению предлагаемых нами мер и выработке программы действий на пути их реализации.
Участники Первого Всероссийского Педагогического Форума.
Санкт-Петербург, август 2009 года
Источник:http://www.zavuch.info/smi/35-2009-03-16-01-40-14/153-07-07-09-resolutsiya.html
|