12:37 17/02/2012
Минобрнауки России инициировало дискуссию о новых системах оплаты труда учителей (НСОТ). Выводы из дискуссии будут закреплены в рекомендациях комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В регионах есть три основных разновидности НСОТ: "базовый оклад +", "все включено" и "ученико-час". О модели "все включено" рассказывает в интервью РИА Новости начальник Управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева. - Наталья Георгиевна, как рассчитывается зарплата учителей в вашем регионе?
- Как и в других регионах, зарплата состоит из базовой части и стимулирующей.
Базовая часть формируется следующим образом. Должностной (базовый) оклад педагогических работников устанавливается вне зависимости от стажа, исходя из схемы минимальных окладов в соответствии с профессионально-квалификационными группами. Для учителя он составляет 4 тысячи 757 рублей и определяется как произведение минимального оклада (3 805 рублей) на повышающий коэффициент по занимаемой должности (1,25).
Должностной оклад повышается с учетом схемы коэффициентов. Они постоянны - привязаны к виду учреждения, уровню квалификации работника, наличия подтвержденного заключения об уровне ИКТ, наличия у работника отраслевых званий или ученой степени, влияет также территориальная расположенность учреждения и прочее. В пределах выделенных средств школа самостоятельно может устанавливать размеры коэффициентов и так участвует в формировании должностного оклада. Самый большой коэффициент - 30% - за высшую квалификационную категорию. В 2007 году Тамбовская область переходила на НСОТ. Были утверждены новые принципы аттестации учителей: мы хотим, чтобы педагоги стремились к получению высшей категории.
В базовую часть входит специальная часть, включающая выплаты за дополнительные виды работ, учебную нагрузку и внеурочную работу: классное руководство, заведование кабинетом, работу с родителями.
Наконец, есть стимулирующие выплаты, размер которых зависит от финансирования конкретной школы. В среднем за четвертый квартал зарплата учителя составила 14 тысяч 75 рублей. Стимулирующие выплаты - около 23%.
- Вашу способ называют "все включено", в чем отличия от системы, в основе которой - базовый оклад?
- Мы исходим из того, что после уроков педагог домой не уходит, а выполняет дополнительные виды работ. Определенное количество часов отводится на классное руководство, работу с родителями, проведение дополнительных занятий, экскурсий - все это расписано в индивидуальном плане. Если человек работает не менее, чем на ставку, в сумме получается 36 часов - такова продолжительность рабочего дня учителя по Трудовому кодексу.
Каждый педагог составляет себе план на день, неделю, месяц, расписывает, сколько времени у него занимает тот или иной вид внеурочной деятельности. Каждая школа определяет, сколько за это платить. Обычно за внеурочную деятельность платят примерно в два раза меньше, чем за учебные часы.
- Не приводит ли такой подход к "погоне за часами", когда учитель стремится проводить больше уроков?
- Учебная нагрузка в Тамбовской области составляет в среднем 23 часа в неделю. Связано это не столько с тем, что учителя пытаются набрать как можно больше часов, сколько с тем, что в сельской местности дефицит педагогических кадров. Приходится брать дополнительные часы независимо от своего желания.
В городских школах бывают ситуации, когда учителя недовольны тем, что им не дают дополнительных учебных часов, - у нас был такой случай с преподавательницей иностранного языка в городе Кирсанове. Обычно все зависит от конкретного учителя: кому-то нравится преподавание как таковое, но не классное руководство или заведование кабинетом.
- Что чаще всего служит основанием для стимулирующих выплат?
- Все зависит от школы, но в целом в области традиционно большое значение придается общественной активности учителей и самих школ. У нас в 2005 году начался проект "Школа - социокультурный комплекс": она становится досуговым центром микрорайона или сельской округи. Сейчас у нас 130 таких комплексов. Мы участвуем в движении общественно-активных школ, то есть для нас очень важно сотрудничество школ с родителями, с предприятиями. Тамбовская область вошла в число 10 регионов, победивших в конкурсе "школа Сколково". Если учитель участвует в данных проектах, его стоит поощрить.
Можно поощрять и за высокие результаты учеников на ЕГЭ, но на этом акцент мы не делаем. Труд учителей, проводящих интересные программы в рамках внеурочной работы, не менее ценен.
- В чем основные преимущества используемой в Тамбовской области модели НСОТ?
- Она дает большую свободу школе, позволяет поощрять те виды деятельности, которые для нее важнее.
Например, два учителя работают в школах Тамбова с одинаковой учебной нагрузкой - 24 часа. У первого, помимо этого, от 2 до 12 часов кружковой и факультативной работы, организация туристических поездок, классное руководство, заведование кабинетом, победы учеников на олимпиадах. У второго - 2 часа внеурочной работы в неделю, другой нагрузки и значимых достижений учеников нет. Первый зарабатывает 25 тысяч 156 рублей, второй - 10 тысяч 939 рублей. Гибкость в оценке труда учителя - главное преимущество нашей системы.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости
|