Учитель технологии Кушкина В.К.
МБОУ СОШ №18 город Белгород
«Демонстрация - основа
обучения мастерству»
Растущий интерес к национальным традициям в прикладном
искусстве послужил толчком к
разработке образовательной программы
включающей в себе 5 направлений. На занятиях в
детском объединении «Рукодельница» воспитанники
имеют возможность познакомиться с ручной
и машинной вышивкой, бисероплетением, вязанием и другими видами декоративно-прикладного творчества.
Опираясь
на свой педагогический опыт,
могу уверенно сказать: чем
больше содержание занятий
отвечают интересам воспитанников, тем шире
у них возможность
проявить свою индивидуальность и тем
полнее сливаются мои
усилия по обучению
и воспитанию детей
с их ответственными усилиями
по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию.
Чтобы воспитанники начали
творчески применять полученные
знания, у них должна возникнуть
потребность в этом. С самого
первого занятия, когда дети
впервые входят в
кабинет, где они видят
множество красивых вещей, украшений из
бисера, яркие поделки,
интересные книги о вышивке, вязанию, бисероплетению,
фотографии, рассказывающие о
том, как весело
и интересно можно
провести время, занимаясь
в детском объединении. Само оформление
кабинета, доброжелательное
отношение педагога, которое он
демонстрирует к своим воспитанникам, создает ощущение
радости и уюта, настраивает ребенка
на творчество, на созидание чего-то
нового для него.
Любое
мастерство – это гармоничное сочетание
знаний, умений и творчества. И от
мастерства педагога, его педагогического мастерства будет
завесить, сможет ли
ребенок в ходе
занятия из пассивного
объекта обучения стать
субъектом, творцом своей
деятельности, уверенной в себе, развивающейся личностью.
В
процессе обучения педагог
играет важную направляющую
роль. На занятиях декоративно-прикладного творчества
практическая часть занятия
составляет 75 % от
общего времени. Но
именно этот фактор
повышает роль педагога, так как самостоятельная практическая
работа воспитанников на
занятии возможна лишь
тогда, когда педагогом все
хорошо продумано и
спланировано. В процессе выполнения
практической работы у
воспитанников формируются определенные
трудовые навыки и
умения. При подборе объектов
труда, выборе способов обработки
изготавливаемых изделий,
составляя учебный план и
определяя направление программы,
необходимо учитывать посильность
выполнения заданий для
детей данной группы, их
последовательно нарастающую сложность
( постепенное увеличение объема и трудности), познавательную ценность, политехническую направленность. Задания предполагают
творческий поиск,
способствуют развитию активности
и самостоятельности воспитанников.
Использование демонстрационных методов
в обучении великий
русский педагог К.Д.
Ушинский назвал « золотым правилом
дидактики»
Невозможно просто
представить занятия в
детском объединении декоративно-прикладного направления
без использования наглядных
пособий, образцов готовых изделий,
инструкционных карт с
последовательностью
выполнения практической работы, без
таблиц и экранных
пособий.
Используемые для демонстрации на
занятии учебно-наглядные пособия
должны, прежде всего,
отвечать цели обучения.
Например, на занятии по
вязанию крючком при
объяснении последовательности вывязывания
какого-то элемента вязки ( пико)
использую таблицы с
изображением
последовательности выполнения этого
элемента. Для того
чтобы воспитанники хорошо понимали
для чего они
выполняют ту или иную операцию, они должны
представить как будет
выглядеть готовое изделие.
Необходимо написать на
доске или предоставить
таблицу с последовательностью выполнения
работы над изделием. Если позволит оснащение кабинета, можно
это сделать с помощью компьютера
и экрана.
Например, при
пошиве прихватки, необходимо
предварительно
продемонстрировать прихватку без
аппликации, а затем такую же
прихватку с аппликацией.
Задать вопрос воспитанникам: « Какая прихватка
вам больше нравится?»
Тем самым стимулируя
воспитанников на творческую
работу. Затем
продемонстрировать поэтапно на
образцах прихватки последовательность ее
изготовления. При этом дети
рассматривают инструкционную карту,
лежащую у каждого
из них на
столе, где в миниатюре
показаны этапы выполнения
практической работы. Очень важно
чтобы и образец
и инструкционные карты
соответствовали эстетическим требованиям: были аккуратно
выполнены, красиво оформлены.
Для
удобства хранения наглядностей, быстрой подготовки
к занятию, желательно изготовить
поурочные папки, в которых
находятся инструкционные карты, образцы изделий,
план занятия, раздаточный материал, карточки вопросов
для закрепления новых
знаний, № таблиц
используемых на занятии.
При объяснении выполнения
основных приемов плетения
бисером «Крест», «Ажурное
плетение», «Ткачество»,
необходимо продемонстрировать таблицы
со схемами выполнения
этих плетений. Это
позволяет развить в ребенке образное
мышление и зрительную память,
умение воспроизвести схематическое
изображение в изделии.
Фотография – это наглядное
пособие, которое возможно использовать
при объяснении раздела «Вышивка», "бисероплетение».
Знакомя воспитанников с древними
видами вышивки, с тем как
выглядела русская национальная
одежда, детям предоставляется возможность
воочию увидеть ту
красоту, которую создавали их
предки. Почерпнуть для своих
работ те элементы
узора, которые им понравились.
Для
занятий по изучению
различных видов вышивки, мной
разработаны эскизы узоров
для салфеток и
полотенец, панно с элементами
счетной вышивки.
Инструкционные карты по
выполнению «Русской», «Владимирской», «Белой» и «Цветной» глади..
В своей работе
я использую большой
арсенал наглядных пособий, но
немаловажное место отвожу
демонстрации
последовательности
изготовления выполнения самим
педагогом на специально
увеличенных демонстрационных
панно или использую компьютер и
экран. Очень важно, когда
воспитанники, наблюдая за работой
педагога, последовательно
выполняют все технологические операции.
Важный воспитательный момент
имеет коллективное обсуждение
эскизов для вышивания, возможных трудностей
в процессе работы, их
анализ, внесение необходимых исправлений.
Готовые изделия также
анализируются, что
способствует повышению требовательности воспитанников к себе. Одним из
самых важных воспитательных аспектов
является демонстрация работ
учащихся на выставках. Участие в выставках воспитывают в
детях целеустремленность,
усидчивость. Выставка позволяет воспитанникам
сопоставить свои возможности и
почувствовать ту атмосферу выставки , которая вдохновляет
на создание новых
изделий.
В
заключение необходимо отметить, что
при использовании демонстрации
учебно-наглядных пособий необходимо
учитывать следующие дидактические
требования:
1.
Воспитанники должны знать, что
им предстоит наблюдать и зачем. Опыт показывает, что чем
больше у них знаний об
объекте демонстрации, тем эффективнее
восприятие.
2.
Должна быть хорошая видимость
демонстрирующего объекта.
3. Желательно применять
на занятии сочетание
различных видов наглядных
пособий.
4. Демонстрацию технологических процессов
необходимо проводить в динамике.
5.Необходимо отметить,
что чрезмерное увлечение наглядными
пособиями перегружает внимание
воспитанников и снижает
восприятие учебного
процесса.