Творческая мастерская как разновидность внеклассных мероприятий по технологии. Для того, чтобы учащиеся смогли хорошо запомнить и если надо, то и применить полученные знания по труду, существуют в школах и закрепленных к ним учреждениях кружки, секции, различные творческие комнаты, мастерские и т.д. – все это относится к комплексу внеклассных мероприятий. Творческая мастерская – это не столько помещение, сколько форма внеклассной работы. Методика и организация этой работы позволяет привлечь многих учащихся всех возрастов к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного времени. Творческих мастерских в школе может быть несколько: физическая, химическая, техническая, творческая, художественная и т.д. Все они характеризуются следующими чертами: в творческую мастерскую может прийти ученик любого класса, независимо от успеваемости и уровня развития, во всякое время учебного года и включиться в работу, установив свой ритм. В творческой мастерской учащиеся различного возраста получают начальную трудовую подготовку, имеющую профессиональную направленность. Например, в технической мастерской обучаются навыкам работы с различными ручными инструментами, а так же навыкам конструирования. Организация и методика работы в творческой мастерской могут быть самые различные в зависимости от поставленной учителем конечной цели, что открывает ему путь к педагогическому творчеству. В большинстве случаев творческие мастерские не предполагают дополнительных помещений в школе. Для них используются обычные учебные мастерские и кабинеты: утром – урок, во второй половине дня – свободная творческая деятельность. Надо признать, что далеко не каждый учитель сможет организовать творческую мастерскую – нужны и высокая квалификация и опыт руководства самостоятельной творческой работой учащихся с выходом на конкретный продукт, необходимо самому владеть каким-либо видом творчества. В каждой школе всегда есть учителя, квалификация и интересы которых к такой работе позволяют создать творческие мастерские. Это, в общем-то, и не такая уж сложная вещь – было бы желание. Как правило, в школах существует несколько творческих мастерских. Одна из них организована на базе кабинета рисования и черчения и предназначена для изготовления недействующих изделий – макетирования, лепки, резьбы по дереву, работы с соломкой и т.п. Другая – на базе кабинета технологии. Задача – ознакомить как можно большее количество учащихся с широким кругом видов труда, поддерживать постоянный интерес в течение всего учебного года к практической самостоятельной творческой деятельности. Этой задаче должна соответствовать организация работы. Она ведется по темам, на каждую из которых отводится определённый промежуток времени. По истечении данного времени проявляется закономерность, связанная с неустойчивостью интересов школьников в начальный период самостоятельной работы. В творческой мастерской ребят становится все меньше. Для того чтобы ребята вернулись надо перейти к другой теме попроще и интересней, не имеющей ничего общего с предыдущей. При такой организации работы выполняются три условия: • ученик может включиться в работу, когда ему удобно, и заниматься столько, сколько захочет и по любой из предложенных тем; • каждый получает начальную подготовку по нескольким видам труда; • учитель постоянно проявляет инициативу в руководстве работой, что способствует росту его квалификации. В течение всего года у учащихся поддерживается интерес к самостоятельной работе, в творческой мастерской всегда много детей. Если учитель видит, что какая-то тема не заинтересовала их, он может заменить ее на другую. Отмечу такую особенность работы творческих мастерских, как отсутствие списков учеников, постоянно их посещающих. Наша задача – дать учащимся попробовать свои силы в самых разных видах труда. Пусть каждый сам решает, когда, сколько и какой творческой мастерской ему работать, пусть идет естественный отбор на основе природных предположений к тому или иному виду труда. Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и способностей. За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и принимает участие в изготовлении нескольких изделий, в том числе, довольно сложных. Спустя два-три года, он уже не просто исполнитель, а и конструктор, и изобретатель, и конечно, хороший мастер. Подводя итог сказанному, перечислим преимущества творческих мастерских: все учащиеся имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий; ученики приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей. В каждой творческой мастерской может быть своя оригинальная методика обучения и воспитания, созданная самим учителем; все учащиеся, начиная с начальных классов, получают широкопрофильную трудовую подготовку; работа их носит массовый характер, что определяется свободой посещения занятий, возможностью широкого выбора направления творческой деятельности, объектов труда. Соединение обучения и труда – процесс двухсторонний. Учебная и трудовая деятельность ученика органически связанна одна с другой. При объяснении теоретических положений учитель опирается на жизненный опыт учеников, приводит иллюстрации из техники и трудовой практики. В то же время на трудовых занятиях все выполняемые учениками действия обосновываются теоретическими положениями и закономерностями.
Р.Л.Жихалкина - учитель технологии МБОУ СОШ № 46 г.Белгорода
Источник: http://school46.beluo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=74&Itemid=74 |