Трудовик 45
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 23.11.2024, 15:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Статистика

Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт сегодня посетили
 
Моя кнопка

Счётчики
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Статьи

Идеальный ученик с точки зрения подростка
Что думают тинэйджеры по поводу учебы и предоставляемых ею возможностей для саморазвития

Какими качествами и умениями должен обладать ребенок, чтобы быть успешным учеником? Учителя, родители, ученые, рисуя образ идеального школьника, обязательно упоминают самостоятельность, активность, ответственность, стремление к знаниям…

А если поинтересоваться соображениями самих детей, проучившихся в школе пять-шесть лет и на собственном опыте убедившихся, какие качества поощряются, а какие только мешают им в роли ученика?

Сотрудники Карельской государственной педагогической академии спросили об этом подростков. Ответы оказались довольно неожиданными.

Выживает самый приспособленный

Подростковый возраст – время активного становления личности, когда формируются нравственные ценности, намечаются жизненные перспективы, происходит осознание самого себя. Как правило, эти важные перемены происходят во взаимодействии со сверстниками.

Поэтому не приходится удивляться тому, что подростки стремятся именно к такому общению.

А какое место в этом процессе занимает учеба? Судя по тому, как резко у подростков падает к ней интерес, они воспринимают учебу лишь как досадную помеху. Или в ней все-таки есть важные условия для становления зрелого, успешного человека?

Выясняя, что думают сами тинэйджеры по поводу учебы и предоставляемых ею возможностей для саморазвития, мы провели опрос среди учеников средней школы с 5 по 8 класс. Вопросы касались того, как, по их мнению, необходимо учиться в школе, чтобы быть успешными учениками. Ответы позволили выявить четыре способа.

Первый (наиболее часто упоминаемый): внимательно слушать и выполнять все, что требует учитель. Главный девиз здесь:

«Соглашайся во всем с учителем, не возражай, будь таким, каким он хочет тебя видеть!» То есть, ни познания себя, ни становления собственной системы ценностей и смыслов в данном случае происходить не будет. Подросток лишь некритично усваивает чужие жизненные позиции, никак не адаптируя их по отношению к себе.

Второй способ предлагает стать прилежным, аккуратным учеником.

Девиз его: «Содержи в порядке свой портфель, пиши аккуратно в тетради, ходи опрятным в школу, старайся!» В этом случае снова встает вопрос: являются ли старательность и аккуратность ключевыми чертами зрелой личности, обусловливают ли они ее здоровье? Практика многих психологов показывает, что зачастую дело обстоит как раз наоборот: навязчивое стремление к аккуратности может стать причиной невроза. Но даже если не вдаваться в крайности, так ли уж это важно для хорошей адаптации в обществе и для того, чтобы стать успешным, – аккуратен ты или нет?

Некоторые предпочитают третий способ: быть вежливым и доброжелательным человеком. Казалось бы, здесь речь не идет напрямую об учебе. Но ученики, не без основания, кстати, полагают, что если стать милым и отзывчивым с окружающими, помогать одноклассникам и учителю, то это скажется и на школьных оценках – учитель не сможет устоять перед обаянием такого школьника и будет ставить ему хорошие отметки, независимо от реальных успехов.

Поэтому девиз здесь звучит так: «Если хочешь добиться успеха в учебе, поддерживай добрые отношения со всеми, от кого твоя учеба зависит!» Это способ развития хорошего манипулятора, считающего другого человека лишь средством для достижения своих целей. Такой ребенок изучает, скорее, не себя, а выгоды, которые можно извлечь из окружающих. Собственно о развитии подростка можно говорить в данном случае лишь косвенно.

Но не все так безнадежно. Часть подростков предпочитают четвертый способ: интересоваться учебой самой по себе. Девиз их: «Получай удовольствие от учебы, углубись в нее, много читай и узнавай – это интересно!» Здесь потенциал для саморазвития есть, и немалый: познавая мир и себя в нем, преломляя общие знания через призму своих способностей и возможностей, ребенок не только лучше узнает себя, но может уже сознательно ставить цели на будущее и определять средства их достижения. Несомненно, это поможет ему строить свою жизнь и стать успешным в ней. Однако у этого способа есть существенное ограничение: опрошенные подростки считают, что получать удовольствие от учебы могут только очень умные, и это доступно лишь единицам.

Горе от ума?

Так какими же мы хотим видеть наших детей: марионетками, не имеющими ничего своего, аккуратными исполнителями или манипуляторами? Ах да, самым умным, избранным доступен и путь более полноценного развития. Такие перспективы становления личности выглядят удручающе. Если подростки не видят других способов успешной учебной деятельности, то, может, и к лучшему, что многие теряют к ней интерес.

Но откуда вообще такое понимание успешной учебы? Почему подростки ничего не говорят о самостоятельности, инициативности, ответственности, собственной активности как гарантах успешности учебной деятельности?

Ответ на этот вопрос мы смогли получить, проведя аналогичное исследование с учителями и с родителями школьников. Оказалось, что ответы подростков в первую очередь повторяют не ответы их родителей, а ответы учителей. Так, если учитель считает важным для успешной учебы активность, инициативу, самостоятельность, то и его ученики намного чаще отмечают эти характеристики в качестве необходимых в учебе. Если же учитель делает акцент на послушании и дисциплине, его ученики, как правило, считают именно эти качества основополагающими в учебе. Интересно, что такой связи с ответами родителей нет. Видимо, именно учителей подростки считают экспертами в своей учебе. И выходит, что именно учителя подсказывают подросткам названные способы достижения успешности в учебе.

Но разве кто-то из учителей против творческих, инициативных, самостоятельных, увлеченных учебой школьников? Конечно же нет!

Такие ученики – мечта любого учителя.

Но вот как ребенок может стать таким? В первую очередь ему нужно знать, чего он хочет от учебы, и сознательно подходить к ней, проявлять в учебной деятельности высокую активность. Но активность по своей природе – разная, изначально шумная и незрелая. Именно в такой, иногда очень утомительной для окружающих, активности ребенок преобразует сам себя, развивается, взрослеет и становится самостоятельным.

А теперь вспомним, как такой «активный» школьник ведет себя на уроке. Ну конечно же нарушает дисциплину: болтает с соседями (а то и с кем-то с другого ряда), рисует, пишет записки, кричит с места…

Это уже мало похоже на мечту любого учителя. И первое, что приходит в голову, – подавить подобные проявления активности, заставить сидеть молча и не отвлекать других. Но стоит только начать пресекать в резкой форме любое несанкционированное действие ученика, как прекращается развитие активности зрелой, целенаправленной, осознанной. Да и в целом затрудняется развитие подростка как самостоятельного создателя собственной жизни.

Так иногда и происходит: сначала подавляются любые проявления активности, исходящей от ребенка, а вскоре весь учебный процесс строится исключительно на активности учителя.

Вопрос в том, будем ли мы и дальше основывать процесс обучения только на активности учителя или научимся использовать и активность подростка?

Не нарушители дисциплины, а исследователи

Каким образом можно организовать эту стихийную активность и ввести ее в рамки «мирного сосуществования»?

Учителя, владеющие этим искусством, прежде всего перестают воспринимать ее как угрозу своему статусу и порядку в классе. В какой-то момент они с удивлением и радостью обнаруживают, что в любой детской активности (в том числе и стихийной, нецеленаправленной) таится большой потенциал для саморазвития личности, и учителю остается лишь использовать этот потенциал в ходе учебной деятельности.

А начать стоит с наблюдения. Изучите внимательно моменты спонтанной активности своих учеников: в каких условиях она появляется, на что направлена, какие формы принимает… Рассмотрите возможности учебы через призму активности: как ее можно использовать на уроке и, главное, как учебная деятельность может быть организована, чтобы поддерживать и развивать активность подростков?

Обратите особое внимание на болезненные для вас проявления детской активности, которые вы предпочитаете остановить на уроке.

Для кого-то это групповые формы работы, в ходе которых запланированная дискуссия превращается в кавардак. И тогда учитель начинает отказываться от такой формы, теряя большой потенциал, предлагаемый группой. Конечно, организацию деятельности детей нужно будет продумать очень подробно и заранее, но сама работа в микрогруппах предоставляет множество возможностей для развития подростков.

Часто можно наблюдать и такую картину: ученик, который справился с заданием раньше остальных, скучает в ожидании одноклассников.

Иногда учитель предлагает ему сделать следующее задание, аналогичное предыдущему. Делать такую дополнительную работу ученику бывает неинтересно, ведь он и так лучше остальных разобрался в общем принципе выполнения задания. Поэтому он часто предпочитает скрыть от учителя, что уже выполнил поставленную задачу. Для такого случая лучше всего подготовить заранее несколько интересных, занимательных заданий, которые будут служить ученику «призом» за его активность.

Неоднозначна и позиция учителей в отношении задаваемых учениками во время урока вопросов. Еще сложнее дело обстоит с теми, кто высказывает собственную позицию, отличную от учительской. В нашем исследовании изучался и этот аспект. Оказалось, что 60% учителей занимают противоречивую позицию в этом вопросе. Они готовы поддержать некоторые вопросы учеников, но далеко не все и не во всем приветствуют собственное мнение подростков. 10% учителей демонстрируют негативное отношение к задаванию учениками вопросов на уроке и к высказыванию ими своего мнения. Такие учителя считают, что, задавая вопросы, подросток «выпендривается», «ничего не успевает», «тянет время» и т.п. Лишь 30% учителей отметили, что одобряют такое поведение ребят.

Несомненно, школьники чувствуют все нюансы отношения учителя к их поведению, и в частности, к задаваемым вопросам. Поэтому неудивительно, что 42% опрошенных подростков считают опасным задавать вопросы во время урока и высказывать учителю свое мнение: «это может плохо закончиться», «не успеют объяснить материал», «получишь "2”», «ты надоешь учителю» и т.п. 45% учащихся полагают, что в некоторых случаях учитель поддержит их инициативу в задавании вопросов и в демонстрации собственной позиции, а в некоторых – нет.

И лишь 13% подростков считают, что учителя одобряют такое поведение.

А ведь именно вопросы ребят и их собственное мнение по изучаемому материалу как раз и можно считать теми проявлениями активности, которые развивают ключевые аспекты личности подростка: их систему ценностей и смыслов, осознанную позицию в отношении себя и окружающего мира.


Ольга Юдина ,
Карельская государственная педагогическая академия



Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201100315
Категория: Статьи | Добавил: trudovik45 (26.03.2011) | Автор: Ольга Юдина
Просмотров: 5685 | Теги: дети, тинейцджеры | Рейтинг: 4.0/1
Понравилась статья? Расскажи о ней другим!
Похожие статьи
Рекомендуемые учебники и пособия
Внимание Гость
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

Для ссылки:

Идеальный ученик с точки зрения подростка[Электронный ресурс] /Сайт учителя технологии "Трудовик 45".– Режим доступа: http://trudovik45.ru//publ/idealnyj_uchenik_s_tochki_zrenija_podrostka/1-1-0-112 (дата обращения: 23.11.2024).
Комментарии
Министерство просвещения РФ, совместно с Общероссийским Проф 

Спасибо Елена за ваш материал. 


Спасибо за такой интересный материал! 

Поиск
КОНКУРС

Друзья сайта




Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.



Официальный сайт Фонда Г.С. Альтшуллера


Энергоэффективные технологии . Блог





center



 

 



Metodichka.org





Книги

Некоторые материалы размещённые на сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на этом сайте, просьба немедленно сообщить об этом  по адресу: trudovik45@yandex.ru
При копировании содержимого сайта  активная ссылка на страницу материала обязательна.

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz