Иванов, выйди из класса! Увы, эту фразу приходится слышать довольно часто. Но для нарушителей учебных и дисциплинарных требований можно найти и более конструктивный выход
Хорошо известно, что выгонять учеников с уроков запрещено.
Однако, несмотря на все запреты, в школьных коридорах вечно болтаются изгнанные нарушители дисциплины, ленивцы без домашних заданий, разгильдяи, оставившие невесть где тетради, учебники, циркули…
И ведь преподаватели, не пускающие их на занятия, вовсе не равнодушные люди. Они всеми силами стремятся обеспечить дисциплину, приучить школьников к порядку и ответственности.
А дети начинают пользоваться учительской строгостью в собственных интересах. Они делают все, чтобы их выгнали, потому что любые неприятности «потом» милее для них, чем высиживание трудного, непонятного урока, на котором к тому же они не всегда чувствуют себя в безопасности. В середине третьей четверти, самой долгой и трудной, количество «коридорных» учеников достигает максимума.
Что делать педагогу, чтобы, с одной стороны, не снижать уровень требований, а с другой – сохранить на уроке каждого ребенка?
Профилактика склероза
Проверка готовности к уроку помешала многим ученикам попасть на урок, а учителя не смогли вовремя приступить к содержательной работе.
Проблема в том, что дети и взрослые по-разному понимают, с чем они должны явиться на занятия. По мнению ребенка, достаточно его физического присутствия. По мнению педагога, ученик обязан иметь с собой набор канцелярских принадлежностей, учебных пособий, не говоря уже о внутреннем настрое и выполненном домашнем задании. И все это – предельно важно и необходимо.
Появление на уроке без чего-то из вышеперечисленного кажется взрослому грубым нарушением правил, вопиющей безответственностью, а следовательно, карается замечанием в дневнике и отказом в праве присутствовать на занятии.
Требования взрослого воспринимаются детьми как придирки, выражение личной неприязни.
Учителю необходимо определить границу допустимых поблажек. К примеру, забывчивый ребенок имеет право воспользоваться учебником, атласом, лежащими в кабинете, но он, конечно, не должен делать в них какие-то пометки, даже карандашом.
– Нет циркуля? Печально… Выполняй пока чертежи от руки на черновике (отсутствие тетради предполагает также работу на черновике), а потом дома перечертишь (перепишешь) начисто в тетрадь.
Не многие захотят увеличивать свое домашнее задание.
Самая серьезная недостача – отсутствие домашнего задания. Но и это не повод выгнать лентяя. Возможно, он просто не справился с трудными вопросами. Разбираем их на уроке, а полный комплект домашних заданий проверяем только в конце недели или перед проверочной работой. Кстати, наличие этого комплекта дает ребенку право на вторую попытку (в случае неудачи) без выставления двойки в журнал. Неплохой стимул поработать дома! Пусть и с нарушением сроков.
Другой вариант – включение домашнего задания в игру в начале урока. Тогда бездельник автоматически выпадает из игры, кропотливо выполняет в это время на последней парте какой-нибудь тест на карточке, получает дополнительное задание на завтра. К тому же лишается минут азарта, соперничества, надежды на выигрыш. И тут уж придирки взрослого ни при чем. Работают суровые правила: нет игровых принадлежностей – нечем играть.
Если педагог уверен, что домашнее задание должно быть выполнено именно сегодня, он может оставить для лентяев последние парты, где они восполнят пробел, а задачки урока придется решать самостоятельно вечером, в то время, которое могло бы остаться свободным.
В некоторых школах положение спасает библиотека, куда можно отправить ученика выполнить задание в тишине, под присмотром доброжелательного коллеги. Это удачный вариант не только для тех, кто дома не работал, но и для излишне возбужденных, гиперэмоциональных школьников. Жаль, не всегда у педагога есть возможность позволить кому-то позаниматься индивидуально, в одиночестве.
Вопрос – ответ
Неудобный ученик, мешающий на уроке и педагогу, и одноклассникам, не всегда осознанно задает педагогу некий вопрос.
Если понять, о чем нас спрашивают и что мы можем ответить, появится надежда наладить диалог с ребенком.
Очевидно, что, нарушая всевозможные дисциплинарные нормы на уроке, дети прежде всего демонстрируют, насколько для них некомфортен данный урок (и многие предыдущие): ситуация бесконечного оценивания, возможного неуспеха, унижения. Поэтому многие «нарушители дисциплины» всячески переводят разговор из учебной плоскости (где они явно слабее педагога и многих одноклассников) в пространство личностных отношений. Здесь их юношеский задор, изобретательность, запас агрессии помогают бороться с учителем практически на равных.
Естественное желание педагога отстоять свое законное право вести урок, руководить классом, учить, а не вести непонятные дискуссии заставляет его порой вступить в борьбу – он старается подавить сопротивление, продемонстрировать свою силу. Учитель нередко публично высмеивает ребенка, угрожает ему, заставляет отвечать на каверзные вопросы, чтобы с чистой совестью поставить двойку не за поведение (что запрещено), а, как положено, за знания. Но стоит ли вступать в не слишком благородное состязание? В лучших традициях восточных единоборств можно попытаться использовать энергию противника в мирных целях.
Почти любую провокацию удается обратить в образовательную ситуацию, причем такую, где ребенок почувствует себя успешным, значимым. Каверзный вопрос может стать началом интересной дискуссии для всего класса. Отказ приступить к работе (я не знаю, не понимаю) послужит поводом обсудить реальные пробелы и трудности ребенка, а также его сильные стороны (оказывается, вот в этом ты разбираешься). Даже совершенно посторонние предметы, отвлекающие ученика от урока, способны послужить темой интересной задачи, вопроса. Учитель демонстрирует внимательное, уважительное отношение к провокационному (что скрывать, возмутительному, дурацкому) поведению ребенка, обезоруживая его тем самым (опытный «хулиган» меньше всего ожидает доброжелательной, заинтересованной реакции), почти вынуждая перейти от борьбы к сотрудничеству. В сущности, разве не этого добивается нарушитель дисциплины: общения на равных?
Не всегда организаторами провокации становятся школьники. Бывает, педагог выступает невольным агрессором. К примеру, публичное объявление оценок наверняка сподвигнет неуспешного, но самолюбивого ученика на какую-нибудь выходку с целью поддержать свой имидж в глазах друзей. Конечно, лучше прослыть хулиганом, чем тупицей. Зная о присутствии такого человека в классе, учитель воздержится от объявления результатов контрольной, вывешивания списков с баллами. Оценки – личное дело каждого. Зато всем важно публично обсудить типичные ошибки и отдельные находки, удачи, которые есть в каждой работе, даже самой слабой.
Впрочем, иногда действительно бывает полезно показать, «кто в доме хозяин», к примеру, если речь идет о насмешках детей друг над другом. Тезис «У меня на уроке нельзя унижать людей» покажется ученикам особенно действенным, если педагог и сам придерживается того же правила.
Противоположности сходятся
Предположим, в классе не один-два нарушителя спокойствия, а целая группа. Тут секрет в умелом распределении пространства. Кого-то изолировать от болтливого соседа, кого-то, наоборот, объединить с работоспособным. Педагоги словно шахматную партию разыгрывают, меняя схемы посадки, просчитывая, кто на кого лучше повлияет.
Впрочем, отъединенность или кооперация достигаются не только за счет пересаживания, но и путем выдачи разнообразных заданий: кому-то индивидуальную карточку, кому-то групповое задание. Кто-то объясняет трудный вопрос менее сведущему однокласснику.
На грани возможного
Ученик ведет себя на уроке неадекватно (что и заставляет педагога выгнать нарушителя дисциплины за дверь) не всегда по злому умыслу. Иногда он просто не в силах действовать иначе. Это может быть связано с его личностными особенностями (неспособность долго удерживать внимание, повышенная возбудимость), а может – с особенностями предыдущего урока.
Зная расписание класса, привычки коллег, педагог может придумать такое начало урока, которое поможет ребятам настроиться на нужный лад. После буйной физкультуры – небольшое командное соревнование по устному счету (лексике прошлого урока, знанию формул).
После математики бывает приятно послушать чтение хороших стихов, а потом поговорить об услышанном.
Переход от одной деятельности к другой, от одного предмета к другому – непростая задача для малышей (даже для подростков).
Приходится помогать им.
Выполнение договора
Большая проблема сегодня – мобильные телефоны, плееры. Дети слушают музыку на уроке, отправляют sms-ки. Каждый раз требовать «убрать лишнее», пытаться изъять запрещенный предмет, выгонять – сколько времени и сил, потраченных напрасно. Поскольку ситуация типична, а ученики далеко не всегда способны удержаться от пользования электронной игрушкой, имеет смысл обсудить проблему (в классе или даже в школе) и установить общие правила.
По согласованию с родителями учитель наделяется правом изымать мобильник у нарушителей и возвращать только взрослым родственникам.
Если правила взаимно приняты, почва для конфликта устранена.
Значит, и выгонять с урока не придется.
Не доводя до крайности
Известно, что учителя – люди терпеливые. Однако не всегда полезно терпеть нарастающий шум в классе. Если на уроке почему-то возникает нерабочая ситуация, лучше отреагировать сразу. И не обязательно грозным окриком, замечанием. Положение спасет неожиданная форма работы, смена интонации, темпа. А иногда – впрямую заданный вопрос: «Что происходит?» Вдруг ваше объяснение оказалось непонятным. Вдруг ребята просто озабочены действительно серьезной проблемой, с которой они столкнулись сегодня. Тогда не ученик вынужден будет покинуть класс, а урок изменит свое направление, учитель откликнется на потребности детей.
Некоторые материалы размещённые на сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на этом сайте, просьба немедленно сообщить об этом по адресу: trudovik45@yandex.ru
При копировании содержимого сайта активная ссылка на страницу материала обязательна.