Профессиональное
воспитание на уроках технологии
Учитель технологии
МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода» Съедин В.В.
«Сегодня
профессиональное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух
взаимосвязанных целей: успешности профессиональной социализации учащейся
молодежи в современных условиях и саморазвития человека как субъекта
деятельности. Основным содержанием профессионального воспитания, таким образом,
становится обеспечение процесса социализации личности профессионала и
саморазвития человека».
В условиях динамического
развития российского общества происходят кардинальные изменения в
экономической, социальной, политической и духовной сферах, обществу все больше
нужны специалисты, владеющие в совершенстве профессиональным мастерством, общей
и профессиональной культурой, готовые к постоянному самосовершенствованию.
Рыночные отношения дополнительно к чисто профессиональным умениям требуют от
профессионала развитого политехнического, экономического и экологического
мышления, организованности и стабильности в выполнении производственной
деятельности, гибкости, умений быстро адаптироваться к изменяющимся условиям,
постоянно требующих самосовершенствоваться. Поэтому сейчас, как никогда раньше,
особенно актуальными становятся вопросы профессионального воспитания учащихся,
от знаний, умений, целей, желания и стремлений которых зависит будущее России.
Профессиональное
воспитание имеет ограничения, которые выводят его из глобального пространства
умственного, физического, экономического, правового, эстетического и т.д.
воспитания.
В профессиональном воспитании существует
достаточно четкий круг профессиональных отношений, обусловленных характером и
спецификой избранной профессиональной деятельности.
Принципы
профессионального воспитания:
1) Систематичность и преемственность –
профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со
старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход
к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от
различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и
индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных
учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,
общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое
единство с потребностями общества в кадрах).
Профессиональное
воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных
интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному
воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в
разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и
производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом
опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается
в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при
наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых
различных видах деятельности.
Известно,
что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее поколение,
результатом которого является формирование личности советского человека.
Важнейшими составными частями воспитания являются трудовое, нравственное,
физическое и эстетическое воспитание. Профессиональное воспитание — также
неотъемлемая и важнейшая часть воспитания. Оно осуществляется в процессе
учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается педагогической
направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и
освоению избранной профессии. Таким образом, под профессиональным воспитанием
понимают процесс формирования у школьников потребности в труде и
профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание - завершающий этап
системы профориентации учащихся.
Целью
профессионального воспитания является личностное развитие субъекта,
формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных
ориентаций, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и полноценное
участие в профессиональной жизни.
Важным
компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является
профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных
профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах,
условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим
качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Профпросвещение предполагает
формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном
хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях.
Значительное
место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные
руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При
этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и
охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Ознакомление
учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
1.
Общие сведения о профессии:
Краткая характеристика отрасли народного
хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы
развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
2.
Производственное содержание профессии:
Место и роль профессии в научно-техническом
прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда;
содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и
автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной
профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими
специальностями.
3.
Условия работы и требования профессии к человеку:
Санитарно-гигиенические условия труда;
требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей,
степень ответственности, специальные требования к физиологическим и
психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего
работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его
быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии:
Пути получения профессии, курсы, техникумы,
вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в
школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых
для получения начального квалификационного разряда по данной профессии.
Мы видим
следующую цель уроков технологии - самоопределение, развитие и самореализация
учащегося в его практической (профессиональной) деятельности, которая с помощью
специальных методик (работа с мастером, групповая и индивидуальная рефлексия,
личный интерес) тесно связана с индивидуально организуемой учебной
деятельностью” и самообразованием.
Что
же мы подразумеваем под ключевым для нас понятием профессиональное
самоопределение?
Профессиональное
самоопределение - это процесс и результат формирования отношения личности к
себе, как субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит
подготовить человека в будущем к перемене профессии, адаптации к жизни и
профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Трудовое
обучение - учебный предмет предметной области "Технология”, при освоении
которого школьники учатся общаться с предметами и средствами труда, осваивают
технологии производственных процессов, вступают в трудовые и производственные
отношения, осуществляют профессиональное самоопределение, овладевают
профессией/специальностью/ или получают углубленную в определенной сфере
профессиональной деятельности трудовую подготовку.
Технологически образовать ученика - значит, в
интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства,
сформировать у него жизненно важные общетрудовые умения и навыки, привить ему
трудолюбие, потребность в овладении общей и технологической культуры.
В основе технологии лежит проектная
деятельность, которая позволяет школьникам в системе овладеть организацией
практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до
ее реализации в модели изделия (продукте труда).
Построенная на
основе проектной познавательно-трудовой деятельности школьников, образовательная
область «Технология» должна на качественно новом уровне реализовать
положительный отечественный и зарубежный опыт технологической, прикладной
экономической и экологической подготовки школьников, их профессиональной
ориентации.
В основной школе с учетом накопленного опыта,
имеющейся учебно-материальной базы учащимся предоставляется возможность выбора
одного из трех основных направлений содержания обучения: распространенные
технологии промышленного производства, сервиса, сельскохозяйственного производства.
При этом они должны овладеть следующими
знаниями и умениями:
находить, обрабатывать и использовать
необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую
и технологическую документацию; выдвигать и оценивать предпринимательские идеи,
проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными
свойствами, общими требованиями дизайна, планировать свою практическую
деятельность с учетом реальных условий осуществления технологического процесса;
создавать продукты труда (материальные объекты или услуги), обладающие
эстетическими качествами и потребительской стоимостью; выполнять с учетом
требований безопасности труда необходимые приемы работ, используя
соответствующие инструменты и оборудование; оценивать возможную экономическую
эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций
материальных объектов и технологий их изготовления, давать элементарную
экологическую оценку технологий и результатов практической деятельности;
ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и
склонности, составлять жизненные и профессиональные планы.
Профориентация
- это органическая составная часть учебно-воспитательного процесса школы, когда
на основе широкой общеобразовательной и политехнической подготовки
осуществляется ознакомление учащихся с различными видами трудовой деятельности
и своевременно решается их подготовка к профессиональному самоопределению с
учетом личных возможностей и общественных потребностей.
Большое значение в профориентации играют
трудовое и профессиональное обучение, учебные производственные экскурсии,
организация производственно-технических кружков, включение учащихся в
производительный труд в учебных мастерских, на школьных учебно-опытных
участках, в цехах, на производственных участках, в учебно-производственных
комбинатах трудового обучения и профориентации, в ученических производственных
бригадах, школьных лесничествах и т. д.
В учебном процессе возможно решить многие
задачи профориентации. Но при этом необходима координация действия всех
учителей на основе общего плана, где учитываются профессиональные возможности
каждого учебного предмета, определяется с учетом местных условий перечень
профессий, с которыми с помощью семьи, базового предприятия, профессиональных
учебных заведений и общественности обстоятельно знакомит учитель своих
воспитанников. В плане выделяются уроки и другие занятия, на которых школьники
должны побуждаться к серьезному обдумыванию своего дальнейшего жизненного пути,
учиться ориентироваться в условиях правильного выбора профессии, особенно в
сфере материального производства. В свою очередь учитель обязан знать ведущие
профессии, связанные с его предметом, причем перспективные и нужные обществу, а
также методику изучения учащихся в целях профориентации.
Проведение профориентации не нарушает логику
изучаемого предмета и является конкретным выражением дидактического принципа
связи обучения с жизнью.
Список литературы
1.
Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования//Директор
школы.-2005.-№4.- с. 97-114.
2. Асперова И.Б. Профессиональное воспитание в школе. –
М.: Знание, 2004. – с. 122.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г., с.
33-37.
4. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г., с. 44.
5. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с. 59-64.
6.
Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная
подготовка//Народное образование.- 2004.-№1.- с.97-100.
Источник: http://nsportal.ru/sedinvv74 |