Пояснительная записка
Неотъемлемой
частью любого процесса производства является процесс художественного
проектирования (дизайн) объектов производства.
Распространение дизайна в
различных областях промышленности обуславливает необходимость иметь четкое
представление о его сущности, структуре и функциях, о его месте в жизни и
современной культуре. Данный курс является начальной ступенью знакомства
учащихся с содержанием профессиональной деятельности дизайнера. Рассмотрению
этих вопросов и посвящена данная программа. По своей структуре курс является
межпредметным, интегрируя такие
предметы, как технология, информатика, история, основы экономики, способствуя
развитию интереса учащихся к современной технике, технологиям, производству в
целом.
Цель
данной программы – через системный анализ деятельности человека в сфере дизайна
определить основные практические положения, установить круг задач
художественного проектирования, место художника в промышленности и творческом
коллективе, сформулировать необходимые и достаточные требования к промышленной
продукции, дать твердое основание для оценки продуктов дизайна при их
проектировании и разработке.
В
процессе преподавания данного курса должны быть решены следующие задачи:
1)
обеспечение учащимися возможности самопознания,
изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью
профессионального самоопределения;
2)
развитие самостоятельности и способности учащимися
решать творческие и изобретательские задачи;
3)
развитие образного мышления учащихся и ознакомление их
с процессом художественного проектирования;
4)
использование в качестве объектов труда потребительских
изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного
искусства для повышения конкурентоспособности. Развитие эстетического чувства и
художественной инициативы ребенка;
5)
формирование политехнической, технологической и
экологической культуры;
6)
формирование у детей эстетического отношения к
окружающему предметному миру.
Программа
построена по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция
различных видов деятельности, необходимых для достижения целей образовательного
процесса. В структуре модуля представлены все элементы содержания обучения:
знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально – ценностного
отношения к миру; во взаимосвязи со средствами их реализации. Большое внимание
в образовательном процессе уделяется практической деятельности в форме
практических и творческих заданий, разработки творческих дизайн-проектов.
Программа
курса рассчитана на 1 год обучения с общей часовой нагрузкой 34 часа.
Вопросы
теории и практики процесса художественного проектирования рассматриваются в
разделах программы «Развитие материальной культуры и прикладного искусства»,
«Цветоведение», «Формообразование», «Композиция». А взаимосвязь дизайна и непосредственно
процесса производства товаров рассматривается в разделе «Товар как результат
творчества». Применению современной техники и технологий в области дизайна
посвящен раздел «Информационные технологии в области дизайна». Раздел
«Дизайн-проект» отводится на непосредственную разработку итоговой проектной
работы учащимися, в которой они применяют полученные в ходе изучения курса
знания и умения на практике в нестандартных условиях. В целом содержание всей программы
направлено на получение конкретных знаний основ художественного проектирования
и умений их применения в нестандартных условиях.
Контроль
уровня достижений учащимися по курсу должен осуществляться как промежуточный (наблюдение, беседы,
тестирование, анализ работ, анкетирование), так и итоговый (защита итоговой
зачетной работы (итогового дизайн-проекта) с учетом портфолио ученика
(промежуточных самостоятельных творческих работ)). Целесообразно по окончании
курса устроить выставку творческих работ учащихся.
Перечень знаний:
- Общие сведения о народном искусстве;
- История зарождения и развития дизайна;
- Основные положения цветоведения;
- Принципы формообразования и композиции;
- Возможности информационных технологий в сфере
дизайна;
- Структура жизненного цикла товара;
- Основные положения маркетинговой разработки товара.
Перечень умений:
- Проводить анализ товара как продукта дизайнерской
деятельности;
- Использовать цветовое оформление изделий;
- Выполнять эскизы предметов с целью получить
простую, функциональную, конструктивную и эстетически значимую форму;
- Составлять эскизы изделий с учетом формообразующих
факторов;
- Строить выразительную, эстетически-значимую
композицию;
- Применять информационные технологии в разработке
дизайн-проектов;
- Проводить разработку рекламного пакета «товара».
|