Трудовик 45
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
 
Суббота, 23.11.2024, 11:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа

Статистика

Сейчас на сайте всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Сайт сегодня посетили
 
Моя кнопка

Счётчики
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Главная » Статьи » Статьи

Б.А. Виноградов - Образование должно объединять страну

Борис Алексеевич! Много лет Вы были ректором университета. Будучи заместителем министра, Вам довелось много ездить по стране, а в последующие годы, работая депутатом Государственной Думы, заниматься региональной составляющей системы образования. Насколько наша страна целостна, с точки зрения образования?

В свое время мне пришлось поехать из Ленинграда в Благовещенск и строить там вуз. Еще до меня был заложен его первый кирпичик. Я продолжил строительство, понимая, что Университет по-настоящему надо строить сто лет. И государству надо видеть цели дальние, стратегические, выстраивать инновационный путь страны во всех аспектах, в политической, экономической и социальной плоскости – вот его роль.

Сейчас страну фактически разорвали на части, в том числе, и тарифами на перевозки. Уже выросло поколение людей, которые ни разу не были в столице своей Родины – Москве, но зато прекрасно ориентируются в городах сопредельных государств. Московские вузы стали московскими, питерские - питерскими, самарские - самарскими. То есть человек, окончив московский вуз, остается в Москве или Московской области, человек, окончивший питерский вуз, остается в Петербурге или рядом с ним. Не наблюдается массовая территориальная мобильность выпускников вузов. Например, на самой современной гидроэлектростанции - Бурейской ГЭС не работает ни одного выпускника Московского энергетического института, Санкт-Петербургского или Томского политехнического института, работают только выпускники амурских вузов. Произошло региональное замыкание образовательной системы. И это разрывает страну.

В нынешнее время системно не решается проблема удовлетворения потребностей страны в нужных специалистах. Иногородний студент, не говоря уж о москвичах, закончив московский вуз, стремится всеми силами остаться «при Москве», а не едет работать не то, чтобы на Дальний Восток, а даже в соседнюю область. Характерный пример привел в своей статье директор ведущего оборонного предприятия страны – Коломенского КБМ. На протяжении уже многих лет предприятие испытывает трудности с инженерными кадрами. И это при наличии в Москве (менее ста километров от Коломны) ведущих инженерных вузов страны!

В Российской империи и в советское время была мобильность людей, народ двигался, сейчас же страна застыла. На мой взгляд, тяга к перемене мест или огораживанию своих дач высокими заборами – это своеобразная характеристика молодости или дряхлости страны, наличия или отсутствия в ней единства и активной национальной воли.


В Конституции РФ заложен принцип свободного выбора места жительства. Не означает ли это, что государство само отреклось от обязанности регулирования распределения кадров, что работодатель может привлекать выпускников вузов разве что уровнем зарплат и условиями трудового найма?


Брежневская и сталинская Конституции гласили, что высшее образование дается гражданину для удовлетворения потребностей народного хозяйства в специалистах. Это ключевой момент. Удовлетворение потребностей народного хозяйства в специалистах обеспечивало планирование подготовки этих специалистов и их распределение. Напротив, 43-я статья действующей Конституции, по сути дела, гласит, что высшее образование на конкурсной основе дается гражданину для удовлетворения потребностей личности. Таким образом, личность, получив образование, оказывается фактически выброшенной на улицу.

Кому-то это подходит, кому-то нужна поддержка государства, и он готов взять на себя ответные обязательства. Если человек учится для удовлетворения потребностей своей личности, то он может учиться за деньги на коммерческом отделении. Если же он учится для удовлетворения потребностей народного хозяйства, то такие люди должны учиться на бюджетном отделении с последующим распределением на работу.

Надо понимать, что есть личные потребности и потребности государственные. Если вуз государственный, то там не должно быть платных студентов. Такие вузы должны давать студентам специальность, предлагая своим выпускникам распределение на работу после окончания обучения. Люди, получившие образование для удовлетворения собственных потребностей, могут самостоятельно либо при помощи кадровых агентств решать проблемы со своим трудоустройством. Работодатель в любом случае обязан гарантировать и обеспечивать нормальные трудовые и социальные условия работнику. При этом не играет роли, устроился ли он на работу самостоятельно или путем распределения. В противном случае мы должны говорить не о социальном, а о рабовладельческом государстве.


Вы сказали, что система образования фактически распалась на очаги, весьма слабо связанные между собой. В разорванной стране нередки мировоззренческие, межэтнические и иные конфликты. Как преодолеть это состояние?

Такие «достижения» власти, как неравенство в образовании, невероятное имущественное расслоение, межрегиональные диспропорции разрывают наше государство на части и стремительно разрушают общество. Следствием является волна этнического экстремизма и всплески бандитизма. Общая проблема, которую надо решить в ближайшее время, - это преодоление вопиющего неравенства людей и регионов, причем, как социально-экономического, так и образовательного неравенства. Без этого страну не сохранить. Не бывает Гималаев в пустыне. У человека с детства должно быть чувство гордости и любви к Родине, как малой, так и большой. Если оно отсутствует или размыто, это ненормально.

В образовании надо начинать со школы и дошкольного образования детей. Целевая функция общеобразовательной школы – обучение и воспитание культурного и нравственного гражданина и патриота, обладающего объемом знаний, умений и практических навыков, необходимых для принятия самостоятельных и взвешенных решений в разных жизненных ситуациях, для формирования суждений и личного обоснованного мнения по актуальным вопросам общественной жизни. Способность вырабатывать суждения – залог гражданственности. Запас знаний – база для этого. Образование должно быть планомерным, достаточным и своевременным. Кроме школы, в первую очередь, ответственность за образование, как выстраивание личности (обучение и воспитание) лежит на семье и обществе. Конституционное и естественное право родителей, как основных воспитателей своих детей и участников образовательного процесса должны быть незыблемы. Как и их высокая ответственность. Недопустима монополизация этих полномочий группой «чиновников от образования». Роль общества и особенно современной «улицы» требует отдельного рассмотрения и расширения системы дополнительного образования детей. Ребенок с малых лет должен быть приучен к ежедневному труду, а не к «прикольному детству», которое зачастую переходит в такое же юношество с банкой пива и сигаретой.

Человек - это душа, а не одно только брюхо. Когда душа пустая, она погружается в пучину разврата, в ней может поселиться мерзость. Традиция, труд и справедливость – непреходящие ценности нашей цивилизации. Душа, в которой будет Вера и Отечество, способна на высоконравственные поступки, и человек будет соблюдать, прежде всего, нравственные законы, а не только человеческие. Душа должна работать с раннего детства, человек обязан знать истоки и основы своей культуры. А в России это, прежде всего, православная культура. Можно много рассуждать о проблемах Церкви и веры, но согласимся с Гегелем в том, что: «Народ, имеющий плохое понятие о Боге, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы».

В школе, прежде всего, должны учить устоявшимся знаниям и академическим навыкам, что гораздо важнее. Знания устаревают, навыки навсегда остаются. За всю вторую половину прошлого века реально появилась только одна новая дисциплина – информатика, действительно потребовавшая пересмотра программ. Нельзя часто и в угоду конъюнктуре серьезно менять школьные программы, особенно в начальной школе. При сложившихся сегодня подходах российская школа знаний как институт воспитания культурной, нравственной и патриотичной личности уже понесла невосполнимые потери.

В последние годы классическое российское образование в школах заменяется привитием основных компетенций, потребных для постиндустриального общества. При этом утверждаются эти важнейшие для будущего страны документы приказом министра образования с последующей регистрацией в Минюсте. Это ошибка, такой пересмотр – не ведомственная компетенция. Это дело народного представительства – парламента страны, который должен системно рассматривать вопросы образования страны. Отмечу, что еще сравнительно недавно содержательными проблемами школьного образования активно занимались такие гиганты науки, как академики А.Н. Колмогоров, П.Л. Капица, И.К. Кикоин и другие выдающиеся ученые. Нынешние руководители проекта школьного стандарта тоже вроде бы академики, но, как говорят в Одессе, это две большие разницы.

Но ведь авторы проекта школьного стандарта и закона «Об образовании» пекутся обо всем, что Вы говорите?

Лучше бы они отдохнули от трудов своих.Сложившаяся отечественная система общего образования с единым ядром содержания обеспечивала единство образовательного пространства страны и равенство возможностей для продолжения образования. Она всегда давала ученику целостное представление о вселенной и человеке, понятие о научном методе и достижениях в различных областях, развивала интеллект и творческие способности, необходимые для создания высоких технологий. Спекуляции на тему «деятельностного метода», попытки выделить какие-то «полезные» дисциплины, а остальные отдать на усмотрение ученика, означают переход к мозаичной культуре, к построению типа личности, базирующегося на освоении лишь фрагментов реальности. Вопрос о «перегрузке» может быть снят не переходом к «образованщине», а совершенствованием учебного процесса, технологий и траекторий обучения.

Уже сегодня упрощенчество в изучении естественнонаучных дисциплин (физика, биология, химия, астрономия) привело к тому, что у значительной части современной молодёжи складываются невежественные представления о мире. Прагматичность подхода проявляется и в расстановке приоритетов. Важным стало лишь то, что необходимо для поступления в вуз (например, ЕГЭ), для «успешности» в жизни (например, английский язык, айфон, связи родителей) и т.п. Это переводит разнообразные феномены человеческого сознания, опыта и поведения в упрощенно-циничную форму и содержание. Такой подход обрекает на деградацию не только систему образования и людей, но и страну в целом.

Среди молодежи – школьников и студентов – зачастую распространены экстремистские взгляды, находит себе почву ненависть к другим народам. Как преодолеть эту проблему?

Семья и школьный учитель – вот главное. С ними связано решение самых острых наших проблем. От учителя во многом зависит, вырастут ли новые шахиды и скинхеды или в общество вольется нормальное поколение. А мы из учителей, которые ни при какой власти не жили богато, сейчас сделали не средний слой, а фактически нищих людей. Возьмите терроризм или экстремизм в целом: пока в школе – городской или сельской – работает нищий учитель, с этим злом не справиться. А какова забота о профессиональном росте учителей? Спросите у учителей из российской глубинки, проходят ли они переподготовку и повышение квалификации в столичных вузах? Или они навечно привязаны к своему областному институту повышения квалификации учителей? Я с уважением отношусь к региональным институтам повышения квалификации, но у учителя должно быть право выбора, а не крепостная зависимость. Хотя бы в этом деле государство должно обеспечить полноценную мобильность. Высокий статус учителя – это не только достойная зарплата, но забота и уважение к нему со стороны общества и власти, а не имитация этого во время профессионального праздника учителей.

Как бы мы ни экономили, надо помнить, что первая и главная социальная задача – воспитание образованного гражданина и патриота. В первую очередь эту работу делает триада: семья, школьный учитель и общество, уклонение от нее приводит к плохим последствиям. Все остальное вторично: и вузы, и даже Академии наук.

Необразованный патриот нередко бреет голову и идет в скинхеды. Образованный человек, не являющийся патриотом, нередко думает о том, как бы уехать из «этой» страны. Во всяком случае, мысли «Раньше думай о Родине, а потом о себе» его не посещают. Поэтому многие люди живут по принципу «каждый за себя», а «не вместе за одно». А ведь эгоизм как символ успеха - это не русский и не православный принцип. Он из английской философии, был ярко сформулирован в «Басне о пчелах» в начале XVIII века.

Что бы Вы посоветовали родителями, которым предстоит обсуждать со своими детьми вопросы профессиональной ориентации? Ведь сегодня среди молодежи престижными являются, мягко говоря, не самые полезные профессии.

Те демагоги от «демократии», которые в 90-е годы кричали о том, что после разрушения советского режима таланты освобожденных человеков сотворят чудеса, могут это «чудо без оков» лицезреть. Сегодня многие стремятся в чиновники и начальники, бич нынешнего времени - выпускник вуза, толком ничему не выучившийся, но быстро превращающийся в беспринципного карьериста. Не наблюдается массового стремления молодых раскрыть свои таланты кропотливым добросовестным трудом в научных лабораториях, а тем более на производстве.

Властителем дум для многих молодых людей стал не человек труда, а гламурная жизнь российской квазиэлиты, их нравы и обычаи. Поэтому и карьерные амбиции молодых людей зачастую не соответствуют их умственным ресурсам, трудолюбию и добросовестности.

Рынок труда специалистов с высшим образованием перекошен примерно на 60%. Если родители недальновидные, то они говорят своим детям: иди в юристы, экономисты, менеджеры. Будешь работать в офисе – тепло, уютно и зарплата приличная. Но при этом они не говорят о том, что рынок труда таких специалистов уже давно переполнен, что после окончания вуза он станет «менеджером по продажам», если не найдется доброго дяди -работодателя. Еще граф Делянов, министр народного просвещения в эпоху Александра III написал императору об опасности невостребованности выпускников вузов, о том, что они могут создать опасную революционную ситуацию в стране своими завышенными и нереализованными ожиданиями от жизни.

Поэтому разумные родители посоветуют своим отпрыскам получить профессию, надолго востребованную на рынке труда, например, программиста, энергетика, электронщика, машиностроителя и т. д. Сейчас нужны высокотехнологичные предприятия, грамотные инженеры и квалифицированные рабочие. В стране надо возродить уважение к квалифицированному труду рабочего человека, педагога, ученого. Иначе нас ждут тяжелые времена.

Ведущие в экономическом и научном отношении страны давно выработали собственные ориентиры в построении системы образования. Россия демонстрирует готовность к тому, чтобы широко использовать зарубежный опыт. Почему этот опыт так трудно укореняется в нашей стране?

Россия входит в мировое образовательное пространство и принимает правила, распространенные в западных странах. Отсюда ЕГЭ, бакалавриат и магистратура, единые подходы к системе метрологии, стандартизации и управлению качеством образования, его модульности. Но это лишь новая форма, хотя и далеко не во всем приемлемая для России. Образование (и его качество) определяется содержанием, используемыми методами и технологиями обучения в широком смысле, включая формы изложения материала, систему упражнений, практических занятий, технических средств обучения и т.д., а также подготовку и мотивацию соответствующих педагогических кадров.

Сильные страны, проводя модернизацию образования, не копируют слепо зарубежные достижения, а вырабатывают стратегию его опережающего развития, сохраняя собственную систему ценностей. У нас в стране по сей день отсутствуют понятные обществу системные представления о развитии национальной системы образования.

Место страны в мире определяется духовно-нравственным, общеобразовательным и профессиональным уровнем населения, которые показывают качество человеческого ресурса и оказывают влияние на состояние общества и развитие экономики. Уже сегодня в ведущих странах на долю образования приходится более 20% роста национального дохода. Инновационное развитие страны нужно начинать со школы, с повышения заботы и требовательности к ней.

Без четкой инновационной политики страна не выживет в современном мире, не впишется в сообщество развитых и динамично развивающихся стран. Пример таких стран можно найти не только в Европе или Америке. Их достаточно много и в АТР. Япония и Республика Корея, Малайзия и Сингапур, Китай и другие страны этого громадного региона активно внедряют высокие технологии, развивают систему образования. Это позволяет им довольно успешно решать и социально-экономические вопросы.

Перспективы инновационной деятельности связаны с оплатой труда. Надо, чтобы в структуре продукта зарплата составляла не менее 50 %. Высокая зарплата потребует другого качества труда – это дает возможность выхода на действительно инновационную траекторию развития.

Считаете ли Вы что Россия, в настоящее время, делает шаги к инновационному будущему? Речь идет не только о государстве, но и о людях.

В стране много людей, совершающих прорывы, я сотрудничаю с наукоемкими небольшими фирмами, знаю их руководителей. Они мало говорят на темы инноваций, преодолевают чиновничьи и прочие преграды, не жалуются и всегда нацелены на результат. Начав дело практически с нуля, они за 10-15 лет создали успешные компании с выработкой инновационной продукции на одного исследователя и разработчика до 120-200 тыс. евро в год. Продукция – современные высокотехнологичные установки, в числе покупателей США, Англия, Китай и др. Но я скажу о другом эффекте. В Германии около семисот компаний, работая много лет в сфере нанотехнологий, до сих пор ищут эффект от их внедрения в цепях добавленной стоимости. У нас же, еще не успев родиться, компания «Роснано» устами своего главы громко объявила добавку к ВВП в объеме 1 трлн. руб. к 2016 году за счет своей деятельности. И ведь «нарисуют» больше, чем триллион! Реформировали же РАО ЕЭС так, что сейчас восстанавливаем энергетику за счет налогоплательщиков, а сколько было слов! Наша беда в легковесности, безответственности и «инновационной» болтовне, говорят, говорят…

Принятая в 2008 году правительственная Концепция 2020 «зависла», не прожив и пару лет. В ней были прописаны инновационный и инерционный сценарии, о развитии страны в условиях кризиса не было и речи. С чем это было связано: с безграмотностью разработчиков, отработкой политического заказа «Россия – тихая гавань», или тем и другим? Ведь профессионал никогда не позволит себе так сделать работу. Возьмем лишь два показателя Концепции: повышение доли высокотехнологичного сектора в ВВП (от 0,9 до 17-20 %) и увеличение доли инновационно-активных предприятий (с 9,4 до 40-50 %). Их достижение с учетом роста ВВП требуют дополнительной численности исследователей и разработчиков, а это кандидаты и доктора наук (минимум магистры). С учетом катастрофической возрастной динамики в ведущих вузах, институтах РАН, ГНЦ, ОКБ и НПО потребность в них составляет около 800 тыс. чел. Нигде в Концепции нет ни слова о путях ее решения, кроме заклинаний. Не могу сказать что-либо положительное о Стратегии 2020 и других правительственных документах. Власть слушает «экспертов», которые не меняются два десятка лет, ни за что не отвечая. Вот и живем в режиме постоянного переключения, делая «шаг вперед и два назад». Давно уж пора доцентов во власти вернуть назад в студенческие аудитории. К управлению страной должны придти опытные профессионалы, прошедшие путь от заводской проходной до крупных руководителей. Такие люди есть в стране.

Что надо сделать для активизации инновационного процесса?

Нельзя даже говорить об инновациях без решения проблем образования. В вузе профессор получает в среднем 20 тысяч рублей, учитель получает 10 тысяч рублей притом, что он работает на селе, где детям надо давать знания при отсутствии музеев и иных культурных центров. Пока мы не решим эту проблему, ничего не изменится. Но это лишь часть айсберга инновационных проблем и лидерства России в мире. Да, лидерство определяется лучшей системой образования, яркими, талантливыми личностями, мобилизацией научно-технической элиты, научными прорывами и инновациями. Но для лидерства также необходимо единство правящей элиты с народом, концентрация политической воли на достижение целей, выдающиеся управленческие способности людей во власти на всех уровнях. Добавлю к этому такие критерии как отсутствие у элиты личных или семейных интересов за рубежом и «пятой колонны» в стране, морально-психологический настрой населения. Тогда будет очевиден и ответ на вопрос: «Существуют ли сегодня в России возможности реализации национальных инновационных проектов? Ведь мы даже толково работающую систему управления пока не смогли создать в стране. Не выведут страну в лидеры олигархи, захватившие ее богатства и провозгласившие инновационные лозунги, не выведут и безвольные, безмерно говорливые импотенты около власти. Еще Бисмарк сказал о том, что если в стране не будет четкой системы управления и хороших управленцев, ей не поможет ничего.

России нужны не многословные форумы об инновационном развитии, а действия с целью получения конкурентных преимуществ в конкретных сегментах рынка. Нам не нужно догонять Лондон или Нью-Йорк в «лидерстве» на финансовых рынках. Наш успех базируется на науке, образовании и промышленности с современной инфраструктурой и образованными людьми, их активности в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок. В мире до сих пор ценится российское математическое, естественнонаучное и инженерное образование, полученное в лучших вузах. Требуется четкая государственная политика, консолидирующая отрасли, институты РАН, ГНЦ и ведущие вузы на опережающее развитие машиностроения и ОПК, нефтегазового сектора и информационных технологий. Надо активно использовать кадровую, исследовательскую и опытно-промышленную базу институтов РАН и ГНЦ, сосредоточить в них и ведущих университетах подготовку научных кадров и разработчиков сложных систем.

Надо провести реиндустриализацию, создавая миллионы новых осмысленных рабочих мест для квалифицированных людей, что особенно важно для молодежи. Нужна политика формирования спроса на результаты инновационной деятельности, устранения препятствий инновационным процессам. Необходимы принудительные и стимулирующие меры по привлечению инвестиций, снятию лишних ограничений, освобождению от некомпетентного менеджмента, подавлению коррупционной ориентации чиновников - нужна кадровая революция. Тогда у России будет шанс.


Какие направления технологического развития определят будущее?

Передовые страны интенсивно развивают у себя высокие технологии. Они пытаются обеспечить наивысшие достижения в них, а за счет этого выйти на принципиально новый уровень в системах управления государством, обществом, экономикой. Специалисты по прогнозам считают, что в 2020–2025 годах произойдёт новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения таких базовых направлений, как био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика . Синергетический эффект от научных исследований в указанных областях должен привести к новому скачку развития.

Какие структурно-функциональные изменения в Правительстве надо осуществить для технологического развития страны и улучшения образования?

1). Необходимо реорганизовать Министерство образования и науки Российской Федерации путем его ликвидации.

2) Создать при Правительстве России Федеральное агентство высоких технологий и инноваций, сочетающее в себе функции отечественного миноборонпрома и американской «DARPA», с широкими полномочиями для организации разработки и реализации инноваций, серийного производства в высокотехнологичных отраслях экономики с целью ликвидации отставания от ведущих экономик мира;

передать в управление создаваемому федеральному агентству технические национальные исследовательские университеты и вузы, осуществляющие подготовку кадров для оборонной промышленности;

передать в управление государственные пакеты акций высокотехнологичных предприятий из Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

передать ряд профильных технических вузов в структуры высокотехнологичных предприятий и объединений для организации внутрифирменных вузов;

создать горизонтально-сетевые схемы организации ведущих технических вузов при их интеграции с предприятиями, необходимые институты развития для прогнозирования потребности в специалистах, мониторинга, координации и контроля над подготовкой и закреплением специалистов всех уровней профессионального образования для сферы высоких технологий, инноваций и промышленного развития страны.

3). Восстановить Министерство народного просвещения России, созданное еще императором Александром I, передав ему в оперативное управление педагогические и классические университеты, вузы социальной сферы и культуры, возложив на него ответственность за школьное, дошкольное и дополнительное образование детей и подростков, непрерывное образование взрослых. Этим будет положено начало устранению грубых ошибок, допущенных за последние 10 лет федеральной властью, снявшей с себя ответственность за школу, дошкольное и дополнительное образование. Фактически произошло превращение образования в сферу услуг и коммерции. Отменены федеральные нормативы в области оплаты труда, большинства видов льгот и социальной помощи, гарантий и компенсаций, как учащимся, так и преподавателям, дополнительного финансирования на обучение детей с ограниченными возможностями, одаренных детей, пособий малообеспеченным семьям и многих других видов государственного участия в развитии образования. В том же ряду находятся новые схемы его финансирования, подготовленные проекты федерального закона об образовании и школьного стандарта.

Дальнейшей уход государственной власти от ответственности за отечественное образование приведет к его деградации, росту социальной напряженности и молодежного экстремизма, многим другим проблемам. Вместо бегства от ответственности государственной власти надо, во-первых, принять федеральные законы «О дополнительном образовании детей и подростков», «О дошкольном образовании детей», «О социальном статусе учителя», приравняв учителей к государственным (муниципальным) служащим с соответствующей оплатой труда и пенсионного обеспечения. Во-вторых, установить четкую ответственность и компетенции федеральных властей за эту сферу и возложить их на Министерство народного просвещения России.

Надо провести необходимые изменения нормативной правовой базы, регламентирующие отношения в системе между государством, вузами, предприятиями и студентами, проходящими подготовку за счет бюджетных средств. Вуз должен обеспечивать качество подготовки специалиста, обучающийся – успешное завершение учебы и своевременный выход на работу, предприятие – предоставление работы в соответствии с уровнем квалификации. Надо превратить нищенские стипендии студентов в государственные субсидии размером не ниже прожиточного минимума с последующим распределением выпускников на работу. Невыполнение обязательств должно предусматривать возмещение ущерба. Так будут исключены различные лазейки, например, в виде «целевых» приемов, через которые обеспечивается доступностьбюджетных местдля«договорных абитуриентов», которых потом зачастую не найдешь на «целевой» работе.

Надо создать систему народного просвещения в течение всей жизни. Сегодня многие люди в возрасте от 60 лет не смогут ответить на письмо внука «на деревню дедушке, Константину Макарычу», т.к. не владеют основами компьютерной грамотности. А ведь большинство из них живут не на обочине пенсионной жизни, и много полезного могут сделать для страны. Решая проблему финансовой, правовой и компьютерной грамотности, мы обеспечиваем полноценную жизнь старшего поколения.

Конечно, я обозначил далеко не все проблемы, которые надо решить в образовании, чтобы обеспечить будущее страны.


Какое государство будет привлекательно в будущем?

Для разговора о будущем, надо уяснить, в какой исходной точке мы находимся. Мировые лидеры экспорта в 2009 году: Китай – $ 1,2 трлн., Германия – $ 1,1 трлн., США – $ 1,06 трлн. Россия - $300 млрд. (12 место). Основные товары российского экспорта - нефть и нефтепродукты, газ, металлы. В Китае, Германии, США – автомобили и самолеты, машины и оборудование, электроника, сложная бытовая и вычислительная техника, одежда. В ближайшие 30 лет будут доминировать страны, опережающие в развитии сложных технических и биологических систем, альтернативной энергетики. Страны будут активно конкурировать на глобальном рынке специалистов, ведь без притока «мозгов» они утратят лидерство. А оно будет у тех, кто обладает мощным научным заделом и кадровым потенциалом, активной системой инноваций, позволяющей быстро получать результаты. Например, доминирование Германии видно на многих направлениях: от экологии и медицины до техники и технологии.

Нынешнюю либерально-экономическую политику и модель общественных отношений в России готовы, и то очень критично, воспринять лишь представители того поколения, социализация которых проходила в годы горбачевской перестройки. Люди сталинского, хрущевского, брежневского и молодежь нынешнего периода социализации жестко ее отвергают. Пока мы создали малопривлекательную для жизни людей страну.

Думаю, что англо-саксонская модель успеха, когда «эгоизм каждого дает благосостояние всем» в России себя исчерпала. Видимо, не про нас прагматизм и конкуренция эгоистов, моральные силы русской нации и государства связаны с иными традициями. Для нас соработничество нередко оказывается более эффективным, чем соперничество, особенно при формировании нового научного знания, разработке методической и научно-технической продукции. В ближайшие годы практически все поколения отдадут предпочтение антиолигархической, национальной и социально-ориентированной политике развития страны.

России будущего потребуется сплоченность нации, единство власти и народа, жесткая воля государства, в котором власть и элита будут служить, а не обогащаться. Только мощный научно-образовательный, инновационно-промышленный базис и национальная воля позволит ей выиграть борьбу за лидерство. Новое время наступит скоро. Россия уже беременна революцией. Пока кадровой.


Источник: http://www.zavuch.info/component/content/article/35-2009-03-16-01-40-14/2087-876546735674
Категория: Статьи | Добавил: trudovik45 (13.05.2011)
Просмотров: 1975 | Теги: образование, Школа, учителя | Рейтинг: 0.0/0
Понравилась статья? Расскажи о ней другим!
Похожие статьи
Рекомендуемые учебники и пособия
Внимание Гость
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar

Для ссылки:

Б.А. Виноградов - Образование должно объединять страну[Электронный ресурс] /Сайт учителя технологии "Трудовик 45".– Режим доступа: http://trudovik45.ru//publ/b_a_vinogradov_obrazovanie_dolzhno_obedinjat_stranu/1-1-0-173 (дата обращения: 23.11.2024).
Комментарии
Министерство просвещения РФ, совместно с Общероссийским Проф 

Спасибо Елена за ваш материал. 


Спасибо за такой интересный материал! 

Поиск
КОНКУРС

Друзья сайта




Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.



Официальный сайт Фонда Г.С. Альтшуллера


Энергоэффективные технологии . Блог





center



 

 



Metodichka.org





Книги

Некоторые материалы размещённые на сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые. Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала и против его размещения на этом сайте, просьба немедленно сообщить об этом  по адресу: trudovik45@yandex.ru
При копировании содержимого сайта  активная ссылка на страницу материала обязательна.

Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz