Белгородский рынок репетиторских услуг практически не изменился после вступления в силу нового законодательства об образовании, нормы которого категорически запрещают учителям заниматься репетиторством со своими же учениками.
Давать дополнительные уроки за деньги - такую возможность в педагогической среде в последние годы стали считать непозволительной, а потому весь рынок репетиторских услуг условно разделился на открытый и теневой. При этом участники обоих, как правило, закон не нарушают.
Уроки с гарантией
Белгородские газеты бесплатных объявлений пестрят сообщениями о репетиторских услугах. Английский язык, математика, физика, химия - самые распространенные предложения репетиторов. Подготовка к ЕГЭ и ГИА, помощь в контрольных и даже гарантии поступления на бюджетное отделение вуза - все это обещают частные преподаватели своим клиентам. Что касается стоимости репетиторских услуг, то она варьируется - и чаще зависит не только от предмета, объема знаний, но и от амбиций преподавателя. Как правило, объявления дают не школьные учителя. Это либо вышедшие на пенсию заслуженные педагоги, либо те, кто работал в школе некоторое время, а потом ушел "из системы", либо аспирантки, получившие диплом и небольшой оклад на вузовской кафедре.
- Я гарантирую вам поступление на медицинский факультет. В нынешнем году девочка, которая у меня занималась, стала студенткой медицинского вуза в Курске, а в прошлом мой ученик набрал 95 баллов на ЕГЭ, - один из репетиторов по химии рассказывает о своих успехах, даже не спросив уровень подготовки потенциального ученика. Преподавателя не смутило и то, что его клиентом хочет стать выпускник. - Что ж, 11 класс, до экзаменов осталось не так много времени, поэтому придется заниматься интенсивно. Учтите, мы начинаем программу с нуля: если обнаружатся какие-то пробелы в знаниях, мы их сразу восполним. Заниматься нужно два раза в неделю - хотя бы первое время - и по два часа. Сколько стоит? 400 рублей за час.
Получается, родителям будущего медика придется выложить за дополнительные занятия по 1600 рублей в неделю. Впрочем, чувствуя, что стоимость слишком высока, преподаватель готова пойти навстречу.
- Если для вас это дорого - можно заниматься в паре, - говорит она. - Могу взять двух человек - за 500 рублей в час, для каждого выйдет по 250 рублей. Так что вы подумайте, если ребенок может заниматься не один, если ему не нужны индивидуальные уроки и есть подходящая кандидатура из класса или параллели, позвоните мне.
И без того заняты
В целом же, репетиторы готовы работать с кем угодно, когда угодно и сколько угодно - было бы желание у ученика и деньги у его родителей. Однако со своими же школьниками педагоги за деньги заниматься не готовы.
Большинство учителей нашли законные возможности заработать, так сказать, не отходя от доски
- Новое законодательство здесь ни при чем, - говорит директор белгородской школы № 7 Антонина Корж. - Просто это неэтично, неправильно. Я могу сказать открыто, что в нашей школе такого нет. Проследить в школе за учителями очень легко - мы знаем, где и какие уроки должны идти в то или иное время, и если учитель занимается с кем-то дополнительно, это видно всем. Естественно, проконтролировать вне школы, дает ли учитель частные уроки - сложно. Но мы стараемся создать все условия, чтобы этого не происходило.
По словам Антонины Корж, заработная плата белгородского учителя позволяет ему не подрабатывать на стороне.
- Но зарплата - это еще не все. Нагрузка у каждого учителя в нашей школе такова, что силы еще и на репетиторство вряд ли остаются, - признается директор. - Стараемся распределить часы так, чтобы каждый учитель был занят и имел возможность получать за это достойную плату. К тому же в школе и без того предусмотрены дополнительные занятия - и с отстающими учениками, и с теми, кого мы называем одаренными детьми. Это те часы, которые учитель обязан посвятить ребятам, он за это получает деньги. Это же сводит к минимуму саму потребность в репетиторстве как у учеников, так и у учителя.
В сельских школах ситуация аналогичная. Заместитель директора Крапивенской школы Шебекинского района Юлия Закурдаева говорит о том, что хорошая успеваемость учеников - это важный фактор, благодаря которому растет заработная плата педагога.
- Во время дополнительных уроков мы занимаемся не только с отстающими детками, а такие имеются в каждом классе (родителям, по сути, не нужны, а сами материал освоить не могут, вот и "подтягиваем" их). Но есть еще и отличники, те, кто участвует в олимпиадах. Заниматься с ними за деньги тоже никто не будет. Ведь победа ученика - это балл в зачет учителя, а значит - плюс к зарплате, - поясняет Юлия Закурдаева. - Может, кто-то из нашего коллектива и дает частные уроки, но явно не своим детям. Возможно, городским - из Шебекино.
Подработка на стороне
Систему экономических стимулов в школе учителя называют "простой, как три копейки", и большинство уже нашли возможности заработать, так сказать, не отходя от доски. Однако среди педагогов, работающих в школах, все-таки есть репетиторы, но эту сторону своей жизни они, как правило, не афишируют.
- Мне нужно найти парочку учеников. Но так, чтобы это были дети не из моей школы, желательно вообще с другого конца города, - говорит одна из преподавательниц русского языка, попросив не называть ее имени. - Я и к ЕГЭ могу подготовить, и к ГИА. И возьму недорого - у мужа временные трудности с работой. Главное, чтоб не знал никто.
О том, почему так важна секретность, - учитель предпочитает не говорить.
- Я не боюсь, что на меня нажалуются в городское управление образования, - отмечает она. - Не нажалуются. Сами загрызут. В нашем коллективе каждый старается выяснить, кто и сколько получил денег. С одной стороны, такая конкуренция заставляет всех учителей стараться и работать на результат, а с другой - вызывает бешеную зависть, особенно по отношению к молодым учителям. Все привыкли к прибавкам за стаж, а теперь это не главное. Пока нам распечатывают квитки, где указаны суммы зарплаты, твой доход остается тайной только для тех, кто им не интересуется. А в педагогическом коллективе, где большинство - женщины, поверьте, таких нет.
По словам собеседницы, учеников для сверхурочных занятий ищут через знакомых, уже "проверенных" людей - и вовсе не из школьной среды. О том, что кто-либо из учителей дает частные уроки - знают, как правило, лишь их друзья, а заявить о том, что они подрабатывают репетиторством, могут лишь заслуженные педагоги, для развития карьеры которых мнение коллег уже не так уж важно.
В региональном департаменте образования отметили, что обязанность контролировать исполнение законодательства в части репетиторских услуг возложена на администрацию каждой школы. При этом пока ни со стороны учителей, ни со стороны родителей учеников жалоб на педагогов, которые бы намекали на платные занятия или отказывались от них под предлогом законодательного запрета, - не поступало.